Денизу я видел ещё вчера. Она стояла в компании моряков у трапа «Виргинии» и нервно вертела в руках какой - то небольшой предмет, завёрнутый в красный фуляровый платок.
- Это земля Вьетнама!... - донёсся до меня её звонкий и, как показалось мне, необыкновенно взволнованный голос. - Я знаю, вы отправляетесь на восток...
На лицах матросов было удивление. Один из них, положив руку на плечо девушки, сказал:
- Дениза, расскажи толком, в чём дело. Ну - ка пойдём с нами!
Признаться, я долго думал о странных словах девушки, случайно услышанных мной в марсель - оком порту.
С ней я познакомился сегодня. Вместе с группой французских работниц она пришла к нам на корабль. Я отвёл её к борту и, может быть, это было не совсем вежливо с моей стороны, спросил:
- Скажите, Дениза, что вы рассказывали вчера матросам?
- Вы видели меня? Верно, это была я... - почему - то смутившись, ответила она. - Я рассказывала им о своём брате Луи. Я расскажу и вам... Да?
- Я слушаю, Дениза.
Мы поднялись на бак и присели на круг свёрнутого каната.
- ... Мой отец - батрак), - сказала Дениза, - он и сейчас работает на виноградниках господина Жеру, в шести лье от Марселя. Я живу с отцом, а работаю здесь, в такелажных мастерских порта. Матери я не помню. Моего старшего брата звали Луи... С виду он был очень весёлый парень, моряк, красивый и сильный. Он всегда пел и ничего не боялся... Я сказала, что он был очень весёлым парнем, камрад. Нет, это не совсем так... Однажды я видела, как он плакал... Луи, возвращаясь из рейса, всегда приходил к нам домой. И вот как - то раз, когда созревал виноград, Луи поднёс к лицу спелую гроздь, и глаза его наполнились слезами. Мы с отцом испугались, думали, что он заболел... Отец спросил:
«Что с тобой, Луи?» «Отстань! - крикнул он так, словно отец обидел его. - О, ты ничего не понимаешь!»
«Я пойму. Разве ты не мой сын, Луи?» - сказал отец.
Луи крепко сжал отцовскую руку и ответил:
«Земля... Я хочу землю... Свой маленький виноградник... Хочу слушать, как поёт жаворонок... Ухаживать за лозой... Ведь ты же знаешь, что я не люблю моря!» Да, камрад, Луи не любил моря. Он любил землю и страстно мечтал о ней. Ради неё он шесть лет скитался по далёким морям. Франция переживала трудные дни, камрад боролась против фашистов и предателей, а Луи находился за океаном, на бразильских парусниках, между Сатосом и Форталесой, и копил деньги, чтобы приобрести землю.
Но он ничего не скопил. Луи вернулся в Марсель без гроша в кармане. Ему немалых трудов стоило устроиться на «Терезу». Он стоял за штурвалом, пел пес - ми. Кто смотрел на него со стороны, мог подумать, что он весёлый матрос, а на самом деле на сердце Луи лежала тоска.
Его ничего не интересовало, кроме земли, и матросы прозвали его «блаженным». Отец также был неважного мнения о нём. «Дениза, - говорил он мне с огорчением, - мой Луи - самый глупый парень в нашем роду...» Вот какой был Луи... Тек вот, камрад, когда Луи ещё раз сказал: «Ты ничего не понимаешь», - отец нахмурился и велел мне принести кружку вина. Я принесла. Луи выпил и повторил:
«Нет, ты ничего не понимаешь...»
«Луи, брось море. Иди работать на виноградники, как работаю я», - сказал отец.
Лицо Луи побелело, и он не своим голосом закричал: «Я не продаю душу!» «А на корабле - разве ты не продал душу?» - спросил отец.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Молодые годы Фридриха Энгельса