К 70-летию со дня открытия памятника А. С. Пушкину
6(18) июня 1880 года Москва торжественно праздновала открытие памятника величайшему русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
К трибунам, установленным у памятника, направилась процессия во главе с крупнейшими писателями и поэтами того времени. Медленно и торжественно шли по площади высокий, с красивой седой головой Тургенев, немного сутулый, болезненно бледный Достоевский, степенно шагал Островский, рядом с ними - Аксаков, Писемский, Майков, Плещеев, ныне здравствующий. тогда ещё совсем юный Н. Д. Телешов и многие другие.
Трибуны заполнены. Прошло несколько минут, и скульптурный облик поэта предстал взорам тысяч людей.
Автором памятника, так торжественно открытого в Москве, был сын крепостного крестьянина академик Александр Михайлович Опекушин.
Опекушин родился в маленькой деревеньке Свечкине, раскинувшейся на берегу Волги, неподалёку от Ярославля. Все жители этой деревни в те годы были крепостными помещицы Ольховой. Скудная земля родила плохо, и крестьяне уходили в города на заработки. Свеч - кино и соседние деревушки славились своими мастерами - лепщиками, работавшими на крупных стройках Москвы и Петербурга.
Отец Опекушина был мастером - лепщиком.
Саша Опекушин был помощником отца. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец повёз его в Петербург и с помощью земляков определил в артель штукатуров - лепщиков.
В артели обратили внимание на способности мальчика и помогли ему поступить в школу «Общества поощрения художеств».
Вскоре юноша поступил в скульптурную мастерскую академика Иенсена, где за харчи и рублёвое жалованье выполнял всякую, в том числе и чёрную, работу. Молодой Опекушин пришёлся по нраву мастерам, и ему стали вскоре поручать скульптурные работы.
На юношу обратил внимание Иенсен. Опытным глазом художника он оценил незаурядные способности молодого рабочего и исхлопотал для него разрешение посещать скульптурный класс Академии художеств. Опекушин учился лепке и рисунку в Академии художеств, сдавал общеобразовательные предметы и одновременно работал на постройках.
И вот наконец академия окончена! Уже первые скульптурные портреты принесли ему славу и признание знатоков. В 1872 году за статую Петра I Опекушин получил звание академика.
Скульптор был в расцвете сил и таланта, когда узнал об организации общественного комитета и всенародном сборе средств на постройку памятника Пушкину. Оставив незаконченными все начатые ранее работы, он думал только об одном: как лучше. глубже и полнее воссоздать в скульптуре образ великого поэта.
На первый конкурс в 1873 году было представлено 15 проектов, но ни один из них не удостоился первой премии. Лишь пять были отмечены как лучшие, и среди них - проект Опекушина.
Через год, на втором конкурсе, первая премия также не была присуждена, но три работы - Опекушина, Забелло и Бока - были признаны лучшими. Опекушину и Забелло, как авторам лучших проектов, поручили представить новые модели в увеличенном виде.
Проект Опекушина, «как соединявший в себе, - по определению жюри с простотой, непринуждённостью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта», был одобрен.
Памятник отлили в бронзе на одном из заводов в Петербурге, привезли в Москву, и скульптурное произведение Опекушина навсегда стало достоянием народа.
С тех пор прошло 70 лет. Многое изменилось в стране, поставившей памятник великому поэту. Изменилась жизнь. изменились люди. изменился облик площади и улиц вокруг. Казалось, только бронзовый памятник поэту остался таким же. Но изменения произошли и здесь. На гранитном пьедестале высечены прекрасные пушкинские стихи:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.