Здравствуйте, мои сверстники: болгарский шахтёр с шахты «Чумерна», молодой польский углекоп Казимир Хелбин из Щецина, немецкая студентка Зигрида Бонам из Тейхена, студент Горной академии Ганс Вальтер Калленице из города Фрейберга! Я лишу это письмо не только вам, но и всем студентам, без различия расы, пола, религии, всем нашим друзьям, кто сегодня входит в великую армию борцов против поджигателей новой войны.
Передо мной ваши письма. В них вы просите рассказать о жизни, учёбе, быте советских студентов. Я отвечаю вам. Мне хочется не только рассказать, но и показать наш институт - одно из многих тысяч высших учебных заведений нашей страны.
Каждый год летом наш институт объявляет о новом наборе студентов. Объявления эти можно встретить на городских витринах, у входа в любую донецкую шахту, в клубах и театрах, в городах и сёлах Украины.
Мы, советские люди, давно уже привыкли к тому, что сын любого рабочего или крестьянина может поступить в институт, получать стипендию, жить в общежитии, отдыхать в доме отдыха...
Скажу несколько слов о себе. Я родился в шахтёрском посёлке Боково - Антрацит, на руднике № 5 - 6, вблизи городка Красный Луч. Мой дед - горняк, отец был тоже шахтёром, но в годы советской власти, работая в шахте, учился и получил горно - техническое образование. Сейчас мне 28 лет. Это много для студента 4 - го курса. Я давно мог бы уже окончить институт. Но дело в том, что, когда я готовился стать студентом, началась война. Я стал моряком, участвовал в Керченском десанте, где и был ранен. После ранения я оправился только через полгода, затем опять участвовал в боях. Демобилизовавшись из рядов Советской Армии, подал заявление в институт и был принят в число студентов. Меня освободили от платы за обучение как сына горняка. Я получаю стипендию, мне предоставили комнату в общежитии. Я пишу обо всём этом подробно, ибо в представлении моём встаёт иная жизнь моего сверстника. Я знаю, что более половины семей в США не имеют прожиточного минимума. Конечно, юноша или девушка из такой семьи едва ли может получить высшее образование. Детям рабочих доступ в высшее учебное заведение закрыт. И такое положение не только в Америке. Во французских институтах всего 4 процента детей рабочих, в Западной Германии - 3 - 5 процентов, а в странах Латинской Америки в некоторых высших учебных заведениях нет ни одного студента из рабочих.
Права, конечно, Зигрида Банок, студентка рабоче - крестьянского факультета города Тейхена. В своём письме она пишет, что только тогда борьба за удовлетворение нужд студентов будет успешной, когда она будет вестись одновременно с борьбой за мир, за демократию.
Я думаю о том огромном вкладе, который внесла моя Родина в дело укрепления мира. Наш советский народ не только разгромил фашизм в Европе и Азии; многие страны, освобождённые Советской Армией, стали ныне на путь демократии и сейчас последовательно ведут миролюбивую политику.
Наша большевистская партия и советское правительство по - отечески заботятся о студентах, о их жизни, учёбе, быте. Несмотря на огромный ущерб, нанесённый врагом всему народному хозяйству, страна принялась восстанавливать учебные заведения одновременно и наравне с заводами и фабриками.
Вот, к примеру, наш Донецкий институт. От него после освобождения города остались лишь коробки сгоревших зданий.
А теперь на центральной улице города вновь, как до войны, высятся корпуса институте. На его восстановление государство ассигновало более 25 миллионов рублей. Восстановлены и построены 3 учебных и 3 жилых корпуса, дом профессоров, более 30 лабораторий, множество кабинетов, музеи, аудитории, физкультурные залы, учебные мастерские. В Ялте, на берегу Чёрного моря, построен студенческий дом отдыха.
Учебные кабинеты нашего института оборудованы по последнему слову техники. На снимках вы видите некоторые из них. Кабинет системы горных разработок, лаборатория горных машин и другие - одни из лучших в Советском Союзе.
В нашей стране основные процессы добычи угля в шахте механизированы. С помощью угольного комбайна «Донбасс» горняки добывают и транспортируют уголь в лаве. На смену тяжёлому и неквалифицированному груду шахтёра, рубившего уголь обушном, пришли машины. Труд наших шахтёров стал иным, и люди, конечно, стали другими. Они должны уметь управлять сложными машинами. Для этого надо обладать высокой производственной культурой, обширными знаниями.
И вот сейчас мне хочется ответить моему польскому другу Казимиру Хелбину, который спрашивал, чему надо учиться у молодых донецких шахтёров. Многие, работая на производстве, учатся в школе, в техникумах, в институтах. Это тяготение к знаниям очень характерно для советской молодёжи.
Ты же, Казимир, только работаешь в шахте. Этого мало: надо учиться. Ты сам пишешь, что теперь, когда польский народ с помощью Советской Армии освободился от немецкофашистского ига и строит новую жизнь, для трудящихся открылись все возможности учиться. Учиться и совершенствовать свой труд - вот чему, прежде всего, учит опыт советских шахтёров - стахановцев. У нас в институте опыт новаторов глубоко изучается.
Механизация советских шахт неразрывно связана с электрификацией. Наши шахты полностью электрифицированы. Будущие инженеры должны знать устройство сложнейших электромеханизмов. Почти на всех факультетах курс электромеханизмов является обязательным.
Лаборатории нашего института не только готовят будущих инженеров, но и оказывают непосредственную практическую помощь шахтам. Одним из видов такой помощи было, например, создание нового метода откачки воды из шахт, что в период восстановления имело первостепенное значение. В создании новых машин для этой цели приняли участие преподаватели нашего института. Наши инженеры разработали такой метод откачки, который обеспечил проведение этих работ в 4,5 раза быстрее, чем, скажем, во Франции после первой мировой войны, хотя объём работ был у нас в 7 раз больше. За эти работы группа инженеров была удостоена звания лауреатов Сталинской премии. На снимке вы видите доцента К. С. Борисенко с группой студентов в лаборатории горной механики. Они осматривают механизм для откачки шахт. Здесь всё автоматизировано. Автоматы сообщают диспетчеру о количестве воды в шахте, подают сигналы при повреждении и сами, если это необходимо, выключают механизм. Внедрение автоматики на шахтах страны позволит высвободить десятки тысяч людей и применить их труд на другой работе.
У нас есть свой геологический музей и библиотека. В нашей библиотеке около 200 тысяч томов. Кроме этого при каждом факультете есть также свои библиотеки. Пользование библиотеками бесплатно. За год все библиотеки нашего института выдали студентам около миллиона книг.
Тем, кто бывал в городе Сталино, знаком такой пейзаж: почти каждая улица его, окаймлённая зеленью, упирается в конус террикона. Вокруг города шахты. Здесь обычно студенты проходят первую практику.
Студенты - практиканты не только знакомятся с шахтой, но и сами работают помощниками машинистов врубовых машин, электрослесарями, бурильщиками, горными мастерами, помощниками начальников и, наконец, начальниками участков. Студенты старших курсов проходят практику и на шахтах других бассейнов Союза. Каждый практикант стремится не только получить что - то новое, но и применить свои знания, полученные в институте, на пользу дела. Четыре студента машиностроительного факультета - Л. Гавриленко, В. Пономаренко, В. Шершнев и Г. Гродель проходили практику в конструкторском бюро Горловского машиностроительного завода. Их включили в группу, работавшую над созданием новой врубо - навалочной машины. Студенты самостоятельно сконструировали ряд узлов и деталей нового агрегата. Другая группа студентов горного факультета, проходя практику на шахте № 10 - 10 - бис, обнаружила ряд недостатков в использовании механизмов, и сейчас их предложения по реконструкции откачки воды и прохождению выработок проводятся в жизнь.
На 3 - й странице вы видите снимок: три шахтёра в клети. Это наши студенты - практиканты В. Таранов, Л. Скляров и А. Константинов. Они что - то горячо обсуждают. Кто знает, какие новые машины и методы труда родятся в этом споре! Во всяком случае, Леониду Склярову есть о чём рассказать своим друзьям. Он вместе со своим однокурсником Юрием Савенко изобрёл способ добычи угля, при котором используются постоянные металлические крепления. Лава освобождается от крепёжного леса. Самый метод крепления механизируется. О своём изобретении студенты сделали доклад на заседании научно - студенческого общества. Идея нового металлического крепления возникла у Леонида Склярова во время прохождения им практики в шахте № 5 - 6 имени Димитрова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.