Уже в самом начале Великой Отечественной войны по специальному указанию товарища И. В. Сталина в Советской Армии были созданы крупные конные соединения для действия во вражеском тылу. Первый кавалерийский рейд в тыл врага (леса Смоленщины) был совершён казаками полковника Л. М. Доватора. Сами немцы распространяли панические слухи, будто линию фронта прорвала стотысячная армия. Гитлеровское высшее командование требовало немедленного уничтожения кавалерийского соединения, за голову Л. М. Доватора была назначена крупная премия. Но всё было тщетно: конники неудержимо двигались вперёд, Большую помощь оказывали им партизаны, местное население.
... Глубокий рейд закончился, но кавалеристы не думали об отдыхе. Корпусу генерал - майора Доватора в числе других соединений была поручена почётная задача: участвовать в защите Москвы. Взаимодействуя с танками, конногвардейцы Доватора и на полях Подмосковья достойно осуществляли замысел великого Сталина.
Преследуя бегущего от Москвы врага, Доватор стремительно двигался на запад. 19 декабря 1941 года его корпус подошёл к реке Рузе. В этот день в бою с гитлеровцами был сражён пулемётной очередью бесстрашный командир, прекрасной души человек, генерал - майор Доватор. Обо всём этом рассказывает одноимённая книга Павла Фёдорова.
В «Генерале Дозаторе» очень много действующих лиц: командиры, рядовые бойцы, разведчики, крестьяне... Но это не безликие люди. Автор в каждом находит индивидуальные черты и вместе с тем раскрывает то общее, что присуще им всем, то, что делает каждого из них советским человеком. Это особое и всеобщее замечательно определил один из героев книги, председатель колхоза Никита Дмитриевич: «Мысли у нас одинаковые, потому что мы не о себе, а обо всей России думаем».
В образе генерала Доватора раскрыты замечательные черты советского командира сталинской школы. Доватор - мужественный, отважный воин, волевой, инициативный командир, творчески воплощающий начертания Верховного Командования. Он непримирим к врагам, требователен, взыскателен и великодушен к друзьям и соратникам.
Доватор - центральное действующее лицо произведения. Но главным героем книги является коллектив, народ. «Мы все Доваторы», - говорит Лев Михайлович пленному гитлеровцу.
Разведчица -
комсомолка Зина Ковалёва и тяжело раненный Савелий Голенищев вызывают огонь на себя, прикрывая друзей. Рядовой Стакопа остаётся в болоте лицом к лицу с многочисленными врагами; примером подлинного героизма служит поведение Захара Торбы, Буслова и многих, многих других. Это не лихость, не мужество отчаяния, нет. Это - новое качество, присущее лишь человеку, одухотворённому сознанием величия и правоты своего дела, чувства ответственности за то, что тебе поручено делать.
Источник мужества героев книги в том, что они борются за глубоко понятные, близкие, родные им идеи коммунизма, борются за мир. «34 - раз я на войне, - говорит бывалый солдат, станичник Шаповаленио, - а думка моя о мирной жизни. Почему Филипп Шаповаленио добровольцем пошёл? Потому, что он воюет за мир!»
Советский человек, первый в истории провозгласивший в 1917 году мир всему миру, всеми мыслями обращен не к разрушению, а к созиданию. В суровые дни битвы под Москвой Шаповаленко живо интересуется судьбой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; с гордостью рассказывает он об экспонированных там колхозных конях:
« - А за коней нашего колхоза мне Семён Михайлович Будённый руку жал. Грамоту с золотыми буквами вручил...
- А кони на выставке остались? - оглянувшись на притихших казаков, спросил Доватор.
- Кони на войну пошли...» Шаповаленко носит в солдатском вещевом мешке толстую тетрадь. В ней труд его жизни, плод долгих дум и мечтаний. После жестокого обстрела Шаповаленко прежде всего спохватился:
« - А вещевой мешок, где вещевой мешок?..
- Штаны жалко? Мыло, бритву?
- Якие штаны! Якое мыло! План колхозной жизни пропал, на 286 пунктов!»
Книга рассказывает о боевых делах одного соединения, но в ней бьётся пульс героической борьбы всего народа за независимость нашей Родины, широко отображена вся великая эпопея разгрома фашистов под Москвой.
Сводный полк соединения Доватора участвовал 7 ноября 1941 года в историческом параде войск на Красной площади, слушал мудрые, вдохновляющие слова гениального полководца. Скупо и просто рассказывает автор об этом. Однако он сумел через маленькие, едва уловимые штрихи раскрыть глубокую сущность происходившего, показать. как и чем красива, сильна, богата душа советского человека.
Хорошая книга Павла Фёдорова не лишена некоторых недостатков. Так, излишек рассказ о романе Нины и Ремизова в Гаграх. Это вставная новелла, не имеющая никакого отношения к описываемым событиям. Да и образ самого Ремизова как - то чужероден всей ткани произведения. Показав его трусость. ничтожество, автор должен был расстаться с ним, не тащить в рейд.
В некоторых местах книги чувствуется невзыскательное отношение автора и редактора к построению фразы, внутренней логике слова. Дед Грицко высказывает справедливую мысль о том, что советские люди живут «наверняка». Её подхватывает и развивает Докатор. Но в том же самом месте (почти в том же абзаце) это выразительное, приобретшее в устах Грицко глубокий философский смысл слово применяется Дозатором к врагу. И прекрасная мысль Грицко поблекла. Это досадное упущение - плод небрежности редактора.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседа с режиссёром - постановщиком фильма А. Столпером
Исполнение желаний