Беседа с главным геологом строительства Сталинградской ГЭС В. Галактионовым
Испокон веков, - сказал в беседе с корреспондентом «Смены» тов. В. Галактионов, - в начале ноября, когда темнела и хмурилась осенняя Волга, весь флот торопился в затоны. Корабли укрывались от непогоды, от волжских осенних бурь и главное - от «сала» - мелкого льда. Беда, если пароход, катер или баржа окажется в массе этого «сала»: мелкие льдинки способны, как ножом, разрезать борта судна.
И вот когда навигация уже закончилась, когда весь флот укрылся в затонах и только редкие запоздавшие пароходы пробирались по реке, торопясь в укрытия, вдруг на Волгу вышел целый караван.
Между тем пароход причалил к берегу в том месте, где небольшие домики посёлка прилепились к жёлто - серой земле. Капитан сошёл на землю и не спеша направился к нам. Мы давно уже ждали прихода каравана. На берегу стояли Леонид Александрович Припотень - начальник Сталинградской изыскательской экспедиции, Роман Константинович Гусаров - начальник геологической партии, Татьяна Ивановна Лутохина - старший геолог партии, Леонид Павлович Егоров - наш топограф - и я.
Нам нужно было очень точно, с помощью теодолита, расставить баржи в русле Волги.
В тот же день к вечеру закончилась эта трудная работа. Баржи стояли попарно, протянувшись от одного берега до другого. Между двумя баржами, крепко сцепленными между собой, рабочие сделали настил из брёвен, на настил установили буровую вышку, на дно реки опустили осадную трубу. По всей реке началось бурение скважин. Нашей экспедиции было поручено срочно дать сведения о геологическом строении коренных пород в русле Волги. Для этого - то и понадобилось нам осенью вывести из затонов караван судов. Это было рискованное предприятие. Но этот риск был вполне оправданным.
Летом 1950 года на волжских берегах появились первые строители. На пароходах, баржах, по железным дорогам в Сталинград со всех концов страны прибывали машины, оборудование, лес, металл, строительные материалы. Уже заложен город, в котором будет жить многотысячная армия строителей, прокладываются первые дороги... Великая стройка началась!
Задолго до начала стройки сюда пришли изыскатели. Несколько сот человек - теологи, гидрологи, топографы, грунтоведы, химики - до конца строительства будут работать здесь не покладая рук.
Что же это за изыскания? Прежде чем ответить на этот вопрос, мне хочется рассказать о тех случаях, когда исследованию рек не придают серьёзного значения, и какой ценой приходится за это расплачиваться. После этого станет понятной великая роль работы геолога, гидролога, изыскателя.
В Калифорнии, в 60 километрах от Лос - Анжелоса, была построена плотина. Она перегородила реку и создала водохранилище ёмкостью в 47 миллионов кубометров. Плотина эта, получившая название Сент - Френсис, была построена из литого бетона. Американские инженеры уверяли, что это сооружение выдержит любой напор воды. Американские газеты хвастливо писали, что это «мощнейшая», «колоссальнейшая», «грандиознейшая» гидроэлектростанция.
Но вот в полночь 12 марта 1928 года над речной долиной пронёсся ужасающий треск. Рушилась гигантская плотина. Вода рвала бетон, как намокший картон. Плотина, разломившись на отдельные бетонные глыбы, рухнула в воду. Оба крыла плотины Сент - Френсис были прорваны разбушевавшейся рекой. И водохранилище было опорожнено в какие - то мгновенья. Скорость потока достигала при этом 30 километров в час. Волны вздымались к ночному небу на 20 метров. Это было впоследствии вычислено инженерами. Очевидцев не осталось: погибло более 400 человек.
В чём была причина катастрофы? Инженеры действительно построили прочную плотину: литой бетон - достаточно крепкий материал. Но дело в том, что американские геологи не провели предварительно всех нужных изысканий. Они лишь определили, что плотина Сент - Френсис опирается на вулканические туфы и слюдистые сланцы. Это были прочные, подходящие для строительства тяжёлого сооружения породы. Геологи обрадовались и прекратили разведки. Однако они не знали, что между турами и сланцами скрывалась крупная трещина, заполненная обыкновенной глиной. Вода постепенно вынесла глину, размыла, расширила трещину, потому и произошло крушение.
Только за последние 50 лет в различных странах мира произошло свыше тысячи серьёзных аварий гидротехнических сооружений. И причиной в большинстве случаев было пренебрежительное отношение к работе геологов и гидрогеологов. Капиталисты - предприниматели экономили на изысканиях.
В нашей стране каждая гидротехническая стройка осуществляется на основе длительных и тщательных изысканий. И хотя в СССР ведётся грандиозное строительство, мы с гордостью можем сказать, что на наших крупных гидротехнических сооружениях не было ни одной серьёзной аварии.
Вот почему с такой настойчивостью в стужу и непогоду работают на волжском берегу сотни изыскателей, изучая глубинные толщи земли, изучая породы, лежащие на десятки метров под землёй, исследуя воды реки Волги.
Изыскания, связанные со строительством Сталинградской ГЭС, охватывают огромные пространства. На автомобилях и самолётах, на катерах и лодках, на верблюдах и лошадях, а иной раз и просто пешком отправлялись наши геологи и за сто, и за двести, и за шестьсот километров от Сталинграда.
Прежде всего, геологи должны изыскать строительные материалы, которые в гигантских количествах потребуются строителям Сталинградского гидроузла. Понадобится очень много песка. Крупнозернистый песок входит в состав бетона. А так как бетона для строительства потребуется около 7 миллионов кубометров, то песку надо самое малое 4 миллиона кубометров. Мы нашли крупнозернистый песок и нашли его в Сталинградской области, что очень важно: не придётся такую массу грунта перевозить по железной дороге.
Но нужен ещё мелкозернистый песок, который идёт для намыва тела земляной плотины. Такого песку потребуется до 40 миллионов кубометров. Этот песок встречается чаще, но тут другая трудность: запасы его должны находиться возможно ближе от места строительства. Наши геологи обошли все окрестности и успешно решили и эту задачу. Нужный песок найден на песчаных островах Волги. Значит, все эти острова впоследствии просто - напросто перекочуют в тело плотины.
По всему фронту плотины большим слоем ляжет ещё один материал, гравий - мелкие камешки величиною с голубиное яйцо. Его тоже нужно очень много. А в Сталинградской области гравия в нужных количествах нет. Наши геологи разведали запасы гравия далеко на юге, близ Армавира. Так постепенно раздвигаются границы влияния гигантской стройки.
Только для поисков стройматериалов нашим геологам пришлось забираться и в Донбасс, и в Краснодарский край, и в другие области. И это не мудрено: ведь наша плотина будет в несколько километров длиной, а ширина её позволит проложить магистральный железнодорожный мостовой переход. Эта плотина должна быть чрезвычайно прочной и массивной, чтобы выдержать напор волжских вод. Кроме того, она создаст огромное водохранилище - новое «Сталинградское море», которое будет в несколько раз больше самого крупного из наших искусственных озёр - Рыбинского водохранилища.
Помимо разведки грунтов, стройматериалов, нам было поручено изучить весь район будущего «Сталинградского моря». Летом на дно «Сталинградского моря» отправилась большая партия геологов во главе с Мстиславом Евгеньевичем Зубковичем. В этой партии было много молодёжи: пятеро студентов - практикантов Московского университета и техники и геологи, недавно окончившие институты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.