Запасы олова на заводе кончались. Где - то в пути из - за сильных заносов застрял состав с металлом. Ночью опять звонил заместитель министра - Москва требовала немедленной отгрузки сплава «карро» для «Запорожстали». Просмотрев книгу расходов металла, начальник цеха Рябинин прикинул: «Олова хватит на отливку 35 - 38 тонн сплава... |А требуется не менее 60. Начинать работу бессмысленно...»
Он взял «Книгу мастера» и начал что - то писать своим мелким узловатым почерком.
- Разрешите, Николай Яковлевич?..
В кабинет вошёл высокого роста сухощавый юноша. Начальник цеха знал его: это был студент - практикант одного из индустриальных вузов.
... Преддипломную практику Юрий Кривенко проходил в качестве помощника мастера литейного цеха. Он понимал, что практика - это последний шаг перед самостоятельной деятельностью. Каждый день после смены Кривенко часами просиживал в библиотеке завода, изучал технологию плавки и шихтовку различных сплавов. Он обратил внимание на то, что олово во всех плавках сплава «карро» держится на 7,5 - 7,9 процента. Шихтуется же оно на 7 процентов. Это заинтересовало его. Наблюдая за отливкой одной из партий «карро», он установил, что медь подавалась загрязнённая. Следовательно, чистой меди в наноске было меньше, чем полагалось по шихтовой карте. Медь загружалась в начале плавки, а олово - в конце. Значит, был угар меди.
Неторопливо и обстоятельно Кривенко изложил это начальнику цеха. Он разработал новый состав шихты, рассчитанный на значительную экономию олова.
Его предложение хотя и вызвало сомнение у начальника цеха, но было принято главным инженером и металлургом завода.
... К четырём часам, подшихтовав канал печи, загрузили первую садку. Через полчаса плавка была готова. Взяли пробу для анализа. Раньше анализировали каждую третью плавку, теперь, при другой шихтовке, решили анализировать на первых порах каждую. Через сорок минут звонок из лаборатории.
- Что? 5,7! Не может быть! Вы где - то наврали. Сейчас проверите?
Через полчаса опять звонок:
- Анализ подтвердился - 5,7. Вторая плавка - 5,61.
Юрий стремительно выбежал из будки мастера:
- Скорее проверить навеску! Неужели вкралась ошибка?
Посоветовавшись с мастером, Кривенко добавил олова в печь на металл, оставшийся в канале от предыдущей плавки.
В шесть часов получены следующие анализы: 5,9; 5,6. Все плавки шли в брак. Подошёл мастер:
- Я звонил Рябинину. Он приказал прекратить плавку.
- Что вы! Ведь заказ срочный.
- Запорожью нужен металл, а не брак. Кривенко ничего не ответил. Бросился к телефону:
- Лаборатория? Когда будут первые механические испытания? Не раньше восьми... Тогда я вас попрошу поставить первые плавки на электролиз.
Кривенко достал из кармана записную книжку и логарифмическую линейку. Снова проверил все расчёты. Всё правильно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.