Домик Нащокина

Вл Лидин| опубликовано в номере №505, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В очаровании пушкинской эпохи открылся перед братьями Галяшкиными испытавший всевозможные судьбы и превратности, переходивший из рук в руки домик Нащокина. Братья домиком пленились. Обоими ими, страстными почитателями Пушкина, овладела мечта: сделать нащокинский домик одним из сокровищ будущего музея поэта. Долгие месяцы, бродя по Александровскому или Апраксину рынкам Петербурга, искали они старинные ткани, игрушечную посуду или миниатюрные подсвечники. Работали резчики и столяры, подклеивая и вырезая недостающие части для покалеченной мебели; обивали тканями эту мебель обойщики. На императорском фарфоровом заводе старый мастер Лебедев сделал из фарфора недостающую посуду и копию с фигурки Пушкина, читающего в одной из комнат домика стихи.

В 1910 году в конференц - зале Академия художеств академик живописи Галяшкин выставил реставрированный им домик Нащокина. «Августейшим» президентом Академии художеств была великая княгиня Мария Павловна.

Домик Нащокина освещен был крошечными электрическими свечами, можно было на минуту перенестись в пушкинский мир, и художник надеялся, что президент Академии художеств отнесётся сочувственно к мысли о создании Пушкинского дома в России. Но княгиня не задержалась перед нащокинским домиком, и художник понял, что его надежда напрасна.

Выставка в Академии художеств закрылась. Домик был снова запрятан в ящик. Москва славилась меценатствующим купечеством. В доме Вострякова, на Большой Дмитровке, помещался Литературно - художественный кружок. Художник написал в Москву просьбу разрешить выставить домик в одной из зал кружка. Выставить домик ему разрешили, но подбить московских меценатов пустить подписной лист, чтобы собрать средства на Пушкинский дом, не удалось. Меценаты строили в ту пору доходные дома - им было не до Пушкина.

Два года спустя праздновалось 300 - летие дома Романовых. Оставалась последняя надежда - выставить нащокинский домик на выставке в Царском Селе, чтобы напомнить царю о великой славе России - Пушкине. Художник Галяшкин сам давал Николаю II пояснения. Свечи в домике были зажжены, при их свете Пушкин читал стихи, по бокам домика стояли лавры в кадках. Водянистыми глазами смотрел потомок Николая I, палача декабристов и Пушкина, на связанный с именем великого поэта домик: он был равнодушен к славе русского гения. Свечи в доме потухли, его величество проследовал дальше. За 1913 годом стоял на пороге год 1914 - й, первая мировая война с её эпилогом - свержением ненавистного самодержавия в России.

Великая Октябрьская социалистическая революция сделала достоянием народа всё лучшее из его славной истории. В торжественном великолепии засияло имя великого Пушкина, ставшего, по пророческому своему слову, доступным и гордому внуку славян и финну. В 1921 году молодой человек разыскал в Москве одного из братьев Галяшкиных: молодой человек был посланцем наркома просвещения Луначарского.

В Ленинграде удалось разыскать домик Нащокина, и по пор учению нарком а бывший реставратор домика приглашался привести его в порядок: домик должен был стать одним из экспонатов будущего музея Пушкина.

На пушкинской выставке, в Историческом музее, в Москве, в дни празднования столетнего юбилея со дня смерти поэта, выставлен был нащокинский домик, в миниатюре сберегший предметный мир пушкинской эпохи. В 1949 году, в дни празднования 150 - летия со дня рождения поэта, предстоит открытие в городе Пушкине, бывшем Царском Селе, в здании Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, музея его имени. Домик Нащокина после столетнего странствия нашёл своё пристанище.

Я записал эту повесть у постели 76 - летнего больного старика, разделившего когда - то со своим братом радость находки и реставрации нащокинского домика. Мечта их жизни - увидеть музей имени Пушкина - смогла осуществиться только при советской власти, делающей всё для прославления великих сынов нашего народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены