Это был, бесспорно, большой успех. Из всех вузов Харькова на общегородскую научную студенческую конференцию было отобрано 158 работ, и 50 из них - почти одна треть! - принадлежат студентам Харьковского университета. Университет получил чуть ли не половину всех премий, присуждённых за лучшие работы.
Студенческое научное общество существовало и до войны. Тогда в университете насчитывалось 75 научных кружков, но это были совсем другие кружки, другое общество.
Раньше подавляющее большинство студенческих работ носило характер рефератов, обзоров. Не то теперь. Чуть ли не каждая тема - самостоятельная научно - исследовательская работа, пусть небольшая, но полезная и ценная, требующая от студента большого, кропотливого труда, творческого горения, глубоких знаний.
... Идёт заседание студенческого научного кружка физической химии. Вывешенные у входа в химический корпус и на дверях аудитории объявления гласят, что сегодня будет заслушан доклад студента химического факультета Владимира Кремера «Флуоресцентный анализ».
Большая химическая аудитория затемнена. Вместо 15 членов кружка в ней находятся сейчас более 70 человек. На столе - химическая аппаратура. В центре, среди других приборов, - флуоресцентная лампа. С помощью этого прибора человек получил возможность проникать в неведомые дотоле миры.
На кафедру поднимается коренастый юноша в роговых очках. Аудитория затихает. Доклад начался.
Флуоресцентный анализ основан на свечении многих веществ при облучении их ультрафиолетовыми лучами. Этот метод открывает совершенно небывалые возможности качественного химического анализа. С помощью флуоресцентной лампы можно по куску породы, взятой с поверхности земли, определить наличие нефти на глубине нескольких километров или указать с точностью до одной стомиллионной доли грамма количество озона в стратосфере на высоте 10 километров.
Владимир Кремер демонстрирует свойства лампы. Он подносит к щели прибора, из которой выбивается узкий световой луч, одну за другой колбочки с бесцветной жидкостью. В каждой
из них имеется ничтожно малое количество постороннего вещества, настолько незначительное, что присутствие его нельзя обнаружить почти никаким из известных методов анализа. Но флуоресцентная лампа обнаруживает немедленно. Колбы под влиянием ультрафиолетовых лучей начинают светиться, бесцветная жидкость тотчас окрашивается то в зелёный, то в красный, то в бледноголубой цвета. Аудитория с напряжённым вниманием вслушивается в каждое слово докладчика, с живейшим интересом следит за каждым его опытом.
Флуоресцеиция широко применяется в исследовательской работе и в некоторых отраслях промышленности. Но явление это ещё не достаточно изучено.
Владимир Кремер, глубоко усвоив основные закономерности флуоресценции, изучил свойства ряда новых флуоресцентных индикаторов, нигде до сих пор в литературе не описанных. Вот почему на доклад пришли не только члены кружка, но и студенты других кружков, преподаватели университета и других вузов.
Этой темой Владимир Кремер занялся не случайно. Флуоресцеиция в университетский курс не входит. Но она изучается кафедрой химического анализа, и кафедра привлекла к этой работе членов кружка физической химии.
Владимиру Кремеру было поручено изучение свойств флуоресцентных индикаторов. Три года трудился он над своей темой. Ему помогал в этом руководитель кружка аспирант С. М. Петров.
Там же, на химическом факультете, имеется новый прибор - визуальный полярограф, предназначенный для точнейших методов химического анализа. Прибор такой чувствительности - уникальный. Конструировал его по указанию кафедры член студенческого научного общества студент 5 - го курса Павел Козарезенко.
Таких примеров можно привести десятки. Студенты - историки Ю. Кондуфор и В. Шилов около двух лет работают над изучением истории большевистской организации в Харькове. Б. Шрамко сделал интересный доклад по древней Салтовской культуре. С. Тригубов впервые дал геоморфологическое описание Трусовского ущелья на Кавказе и т. д.
Самостоятельная исследовательская работа студента укрепляет в нём веру в свои силы,
учит его критически подходить к явлениям природы, к людям, к исследованиям, подписанным даже известными именами На химическом отделении общества произошёл следующий случай. Кафедра занялась изучением систематического анализа анионов.
Одним из наиболее распространённых пособий в этой области химии считалась до сего времени книга американского учёного Доббинса «Полумикроанализ». В ней содержалось описание новой схемы анализа анионов.
И вот кафедра качественного анализа поручает трём девушкам, студенткам 2 - го курса Т. Сиренко, В. Грановской и И. Рудяковой, произвести тщательную проверку схемы Доббинса.
Поручение не совсем обычное. Но это не смутило девушек, и они смело принялись за дело. Им удалось обнаружить в схеме Доббинса ряд принципиальных ошибок.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.