Следует уточнить: мы говорим не о физической, так сказать, паспортной старости, не о тех, чей год рождения относится к прошлому веку, а о старости духовной и моральной, об интеллектуальном и творческом бессилии, о бесчисленных морщинах, почти сплошь покрывающих весь облик современной «золотой молодёжи» капиталистических стран. Иначе говоря, о тех, кто уже смолоду наделён всеми чертами социального одряхления своего класса, своего общества,
В одной из почти апологетических и рекламных монографий, посвященных американским миллиардерам, нам пришлось натолкнуться на следующее, весьма красочное описание духовных и физических качеств двух юношей - сыновей железнодорожного короля США Пульмана. «С физической стороны. - писал автор, - Джордж и Санджер Пульман представляют собой весьма жалкий тип современной молодёжи: это какие-то чахлые и худосочные юнцы с совершенно подорванным здоровьем. С утра и до вечера они только и делают, что потягивают виски и играют в карты. Им совершенно недоступны интеллектуальные наслаждения даже в самой простейшей их форме, и они влачат своё жалкое существование, не принося никакой пользы ни другим, ни себе.
Невежественность их до такой степени поразительна, что некоторые из их неподражаемых наивно-стен (?!) целиком фигурировали на столбцах юмористических листков».
Сами «герои» этого красочного описания не без некоторого чувства гордости сознавались: «Таких круглых невежд, как мы, пожалуй, не найдётся во всех Соединённых Штатах. Даже юноши, не посещавшие никаких школ, наверное, знают больше нас».
Однако не такой, всё же совсем не такой тип молодого человека является идеалом для «воспитателей» Уолл-стрита. Главарь американской охранки Эдгар. Гувер официально сообщил недавно, что в Соединённых Штатах каждые восемнадцать минут совершается какое - либо крупное преступление. Среди гангстеров, способствующих перевыполнению этой весьма внушительной цифры, немало молодёжи. Однако на «бицепсах» таких юношей, как сынки Пульмана, к этом смысле далеко не уедешь, следовательно, должно иметь в виду, что в чисто физическом отношении молодая «чёрная гвардия» капитализма воспитывается так, чтобы оказаться вполне пригодной для разбоя как внутри страны, так и за её пределами. Молодое поколение. обладающее хилыми мускулами, не
устраивает тех, кто мечтает ныне об установлении мирового господства.
Вот почему культ силы в самом грубом, пиратском, разбойничьем его понимании является сейчас одним из краеугольных камней всей системы «воспитания» буржуазной молодёжи.
Явные следы «американского влияния» сказались, к примеру, на слёте массовой молодёжной организации «Католическое действие» в Италии, организации, которой, по существу, распоряжается Ватикан. Программа этого слёта выглядела так: шесть торжественных богослужений, футбольный матч, легкоатлетические состязания и выступление папы на стадионе со специальной проповедью для молодёжи. Остаётся только церковный благовест заменить ударами спортивного гонга - и картинка окажется полностью завершённой. Всё это в первую минуту смахивает на анекдот. Но стоит немножко вдуматься в приведённую нами «программу», - и станет ясно, что мы имеем дело с разновидностью уже знакомой миру системы воспитания молодёжи в духе «гончих собак» и «диких зверей», какой придерживались в недавнем прошлом нацисты и какую сейчас культивирует американская реакция и её агентура.
Рядом с этим культом силы (вернее, насилия) стоит культ стяжательства, личного обогащения, проповедь всевластия денежного мешка. Человек значит ровно столько, сколько он стоит, а стоит он ровно столько, сколько у него долларов. Один из голливудских сценаристов устроил у себя на вилле званый вечер, на котором присутствовало более двухсот приглашённых. Желая «соригинальничать», он вместо обычных карточек с фамилиями распорядился на всех столах расставить таблички с надписями: «Для гостей, стоящих менее 500 долларов в неделю», «Для гостей, стоящих более 500 долларов в неделю», и, наконец, «Для гостей, стоящих более 2 000 долларов в неделю». Эти таблички решительно никого не только не обидели, но даже не удивили. Все пришедшие расселись очень быстро и очень мирно, самое «изобретение» имело колоссальный успех и получило большое распространение.
Именно такой подход к стоимости человека современные бизнесмены настойчиво прививают буржуазной молодёжи во всех капиталистических странах и особенно, конечно, в США.
Нетрудно понять, чем диктуется вся эта, с позволения сказать, система воспитания: обработанный таким образом молодой двуногий
хищник, для которого даже имя «Растиньяк» звучит как чрезмерный комплимент, совершенно лишён сдерживающих центров, когда дело идёт о применении огнестрельного или холодного оружия, и обнаруживает волчий аппетит при малейшей возможности приумножить своё личное имущество.
Отдельные трезвые голоса прогрессивных деятелей, время от времени раздающиеся в США, полностью подтверждают все приведённые факты и сделанные из них выводы. Американский психолог доктор Либер в книге «Каков наш интеллектуальный уровень» подчёркивает, что высокоразвитый интеллект является сегодня в США «самым неходким товаром» и потому большинство американцев, принадлежащих к зажиточным слоям населения, «не заботится о его развитии ни у себя, ни у своих детей».
Распространённым «пособием» для интеллектуального воспитания молодого поколения в США служат так называемые «комикс» - сборники якобы юмористических историй, в которых чаще всего описываются ограбления, убийства и насилия. Каждая строка этих «комикс» либо грохочет пулемётной очередью, либо сочится кровью, либо издаёт истошный. вопль. Вся эта стряпня в качестве «детской литературы» избавлена даже от обычной цензуры. В итоге есть немало школ, особенно в крупных городах США, где не только во дворе, но и в коридорах самих зданий дежурят полицейские, чтобы «предупреждать случаи насилия». А однажды, как отмечает печать, в одну из ньюйоркских школ учитель математики вызвал полицейский патруль для присутствия на экзамене: до прибытия полицейских он не решался приступать к опросу своих учеников.
Старший психиатр управления больницами Нью-Йорка Фредерик Уэртам считает, что необычайный рост детской и юношеской преступности в США есть прямое следствие намеренного воздействия на молодёжь такого рода «литературы».
Но Уэртам тут же получает яростный отпор. На него обрушивается множество «оппонентов», причём редакция «Сэтердей ревю оф литерачюр», которая поместила заявление Уэртама, охотно предоставляет свои страницы для этих защитников растлевающего влияния откровенной уголовщины на молодёжь. Больше того: она печатает пространнейшее вызывающее письмо четырнадцатилетнего подростка, ученика 10-го класса школы, который сообщает, что в его библиотеке
собрано более 5 тысяч такого рода книг и что вся эта литература, проповедующая насилие, очень любима молодёжью и к тому же «совершенно безвредна»: ведь убил же Каин Авеля, хотя тогда ещё не было «комикс». Автор письма обвиняет Уэртама в фанатизме, ополчается против «пресного, стерилизованного мира» благонамеренности и приличий и заклинает: «Пора нам, защитникам уголовной литературы, выступать столь же серьёзно и веско, как и наши противники. Судьба миллионов детей поставлена на карту. Наш долг по отношению к ним - продолжать давать им литературу, которую они узнали и полюбили». Не довольствуясь, однако, этим, редакция «Сэтердей ревю оф литерачюр» приводит, для вяшще-го посрамления доктора Уэртама, рассказ счастливой матери о том, что её четырёхлетняя девчонка «просто обожает истории из библии и каждый вечер просит рассказать ей историю о том, как боженька убивает маленьких деток».
Как видим, воспитанники вполне достойны своих воспитателей, а воспитатели не заслужили лучших воспитанников!
Но молодому гангстеру нужна соответствующая «подруга жизни». И господа, заботящиеся всячески о максимальном одичании юношества, готовят ему надёжную жену. Некий Чарльз Уэтни, председатель совета директоров школ в Лондоне, дал недавно, по сообщению «Дейли мей.ч», четыремстам ученицам точную инструкцию о том, как «избрать, поймать и удержать мужа».
«Избегайте слишком учёных мужчин (интеллект - неходкий товар!), - наставительно поучает Чарльз Уэтни, - такой муж будет больше интересоваться своей работой, чем женой, и всегда опаздывать к обеду».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.