Был 1909 год. В большом, просторном помещении чертёжной Московского высшего технического училища стало с некоторых пор особенно оживлённо. По окончании занятий студенты не расходились, а, скинув форменные тужурки и засучив рукава, брались за работу. Недавно в училище под руководством знаменитого учёного Николая Егоровича Жуковского был организован воздухоплавательный кружок, и студенты решили заняться постройкой планера и различных приборов для проведения опытов по аэродинамике.
Среди членов кружка выделялся опытностью и знанием дела высокий смуглолицый студент Василий Слесарев. Он уже несколько лет увлекался вопросами авиации. Товарищи видели на его квартире специальную измерительную машинку и остроумную киноустановку для моментального фотографирования полёта мух, комаров и других насекомых. С помощью этой машинки Слесарев хотел проникнуть в тайну полёта насекомых, в тайну полёта тела тяжелее воздуха.
Когда Слесарев закончил Высшее техническое училище, Жуковский предложил ему поехать в столицу. Он сказал, что считает его самым подходящим человеком для того, чтобы опыт Москвы перенести в Петербург. И действительно, Слесарев оказался для профессора Боклевского, декана кораблестроительного факультета Петербургского политехникума, неоценимым помощником. Он с большой энергией и знанием дела приступил к организации аэродинамической лаборатории.
Прошёл год. Молодой инженер пользовался большим уважением, его авторитет как специалиста по вопросам аэродинамики рос с каждым днём.
Осенью 1911 года в лабораторию поступило предложение от Русско - Балтийского завода испытать модель тяжёлого аэроплана, который предполагалось построить на этом заводе.
Слесарев приступил к испытанию модели. Он продувал её в аэродинамической трубе, обдумывал каждую деталь и, записывая полученные при испытаниях данные, пришёл к неожиданному выводу, что конструктор сделал не всё. Можно было построить лучший самолёт, ещё с большей грузоподъёмностью, с большим радиусом и высотой полёта.
Тринадцатого мая 1913 года первый в мире четырёхмоторный тяжёлый аэроплан «Русский Витязь» поднялся в воздух.
Вскоре был построен ещё более совершенный самолёт «Илья Муромец».
Ни в Европе, ни в Америке не было машины, которая могла бы сравниться с этим самолётом. Самый большой американский аэроплан, «Кертисс», построенный в 1914 году, мог поднять груз вдвое меньший, чем «Илья Муромец», а лучший немецкий самолёт, «Сименс - Шуккерт», построенный в 1915 толу, вообще ни в какое сравнение не мог идти с русской машиной.
Одновременно с постройкой этой машины Слесарев заканчивал чертежи своего самолёта, значительно превосходившего «Илью Муромца». Это был двухмоторный биплан с площадью крыльев 180 квадратных метров. Размах верхнего крыла самолёта составлял 36 метров, полётный вес - 6,5 тонны, причём полезная нагрузка составляла около половины полётного веса. Он мог подыматься на высоту до 2500 метров, лететь со скоростью свыше 100 километров в час и держаться в воздухе без посадки 30 часов, то есть почти в 5 раз больше, чем «Илья Муромец». Самолёт назывался «Святогором».
Особенно интересны были применённые Слесаревым пустотелые фанерные конструкции. Оба мотора были расположены внутри фюзеляжа, а пропеллеры соединялись с моторами при помощи специального передаточного механизма. Эта система давала возможность лучшего ухода за моторами во время полёта, что имело в те годы, когда моторы были особенно капризны и ненадёжны, большое значение. Самая идея такого расположения моторов была очень интересна, и впоследствии многие заграничные конструкторы ею воспользовались.
При постройке «Святогора» Слесарев применил свои исследования по механике и результаты изучения полёта птиц и насекомых. Крылья «Святогора» напоминали по форме крылья стрижа, а лопасти пропеллера - крылья стрекозы.
Проект «Святогора» был тщательно просмотрен и изучен технической комиссией Особого комитета военного ведомства. Проект был выполнен безукоризненно, расчёты настолько убедительны, ясны и точны, что даже наиболее осторожные специалисты были вынуждены признать реальность и осуществимость проекта.
Строительство «Святогора» было начато на заводе Лебедева в Петербурге.
22 июня 1915 года огромный аэроплан был собран, но тут возникло серьёзное затруднение.
Слесарев рассчитывал свой аэроплан на два мощных мотора по 300 лошадиных сил каждый. В России такие моторы не производились, а получить их из - за границы в самый разгар войны было очень трудно.
После больших хлопот конструктору удалось, наконец, заказать два мотора фирме «Рено» во Франции. Когда моторы прибыли в Россию, Слесарев пришёл в смущение. Вес их был значительно выше предполагаемого, а их мощность составляла всего лишь 220 лошадиных сил.
Пока шла переписка, пока Слесарев безуспешно пытался найти подходящие моторы для своего аэроплана, прошло много времени. Некоторые части «Святогора» обветшали и требовали замены. Слесарев израсходовал на постройку самолёта не только все отпущенные ему средства, но и все имевшиеся у него личные деньги. Чтобы заменить некоторые части и окончательно достроить «Святогор», нужно было израсходовать ещё около 10 тысяч рублей. Слесарев обратился с просьбой об отпуске средств в военное ведомство, но специальная комиссия признала отпуск казённых средств на достройку этой машины нецелесообразным. На решение этой комиссии в известной мере повлияли интриги владельцев Русско - Балтийского завода, получивших заказ на постройку аэропланов типа «Илья Муромец» и опасавшихся конкуренции более совершенной машины Слесарева.
Решение комиссии вызвало возмущение многих военных специалистов, знавших о замечательной машине Слесарева и веривших в её успех.
Военное командование обратилось за окончательным решением вопроса к самому авторитетному специалисту по авиации - Николаю Егоровичу Жуковскому.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.