В Московском зоопарке на дне аквариума лежат большие рыбы, похожие на деревянные обрубки. Это электрические угри. На своей родине, в реках Южной Америки, они страшнее акул: живые «подводные электростанции» (развивают напряжение в 300 - 400 вольт и мгновенно оглушают или убивают людей и животных.
Пять шестых длины угря занимает его электрическая «батарея», состоящая из особых дисков видоизменённой живой ткани. Удивительная рыба очень давно привлекла внимание путешественников и исследователей. Но является ли только угорь живым «генератором» электрических токов? Нет, каждый живой организм представляет собою сложнейшую электрическую систему, деятельность которой неразрывно связана с электрическими токами. Правда, эти токи несравненно слабее вырабатываемых опасной тропической рыбой.
В мышцы руки человека ввели две иглы с проводами; источник электроэнергии готов: каждое сгибание пальца вызывает появление В проводах электрического тока, отмечаемого измерительным прибором. В нашем теле электрические токи обнаруживаются и в сердце и в желудке. Исследования сердца электрокардиографом уже давно служат предпосылкою для распознавания болезней этого важнейшего органа.
Но совершенно особый интерес представляют электрические токи в мозгу. Открытие, что в мозгу непрерывно происходят электрические колебания, позволило электроразведку в теле человека продвинуть до пунктов, окружённых величайшей тайной.
Честь обнаружения электрических токов мозга принадлежит русскому учёному Данилевскому. Ещё семьдесят лет назад этот замечательный физиолог во время опытов над животными со вскрытыми черепами отметил, что мозг является источником электрических колебаний: от металлических пластинок, приложенных к мозгу, по проводам шёл ток, улавливаемый чувствительным измерительным прибором. Данилевский уже тогда указал, что звук и свет, раздражающие животное, усиливали электрические колебания мозга. Семьдесят лет назад даже лабораторные приборы были очень грубыми, но учёный всё же правильно оценил значение своего открытия, высказав мысль, что электрические токи мозга помогут изучению психофизиологической деятельности человека.
Черепная коробка мешала производить подобные исследования над человеком. Но однажды, много лет спустя после открытия Данилевского, к одному исследователю электрической деятельности мозга был доставлен человек с трепанированным черепом. Учёный, касаясь мозга электродами, смог благодаря тонкой аппаратуре, уже имевшейся в распоряжении науки, установить характер электрических колебаний в мозгу человека.
Электронная лампа, позволяющая слабые электрические сигналы усиливать в десятки тысяч и миллионы раз, заставляет электрические токи мозга делать весьма значительную работу: например, приводить в действие мощный громкоговоритель. Теперь человек может послушать, как работает его мозг. Пока мозг покоен, из громкоговорителя, соединённого через усилитель с черепом исследуемого, несётся ровный шум, подобный равномерным звукам морского прибоя. Но лишь только появляется малейшее раздражение, громкоговоритель начинает издавать звуки, которые порой напоминают рёв бури, рычание зверя.
Современный усилитель, применяемый в беспроволочной и проводной связи, может давать усиление слабого электрического сигнала в десятки миллионов раз. Поэтому учёный больше не должен вскрывать череп, чтобы изучать электрические токи мозга. На голову животного или человека просто кладутся две серебряные пластинки, соединённые проводами с усилителем. После усиления токи мозга попадают в прибор, где они в зависимости от его устройства делают различную работу. В одном приборе - шлейфовом осциллографе - они поворачивают крошечное зеркальце, «луч света, падающий на него, отмечает на светочувствительной бумаге каждое движение зеркальца. В катодном осциллографе токи мозга действуют на электроны, летящие в этом приборе к светящемуся экрану. Электроны под влиянием токов мозга меняют своё направление, и на светящемся экране катодного осциллографа вспыхивает причудливая кривая линия - видимый точный отпечаток тех электрических колебаний, которые происходят в мозгу человека.
Учёные обнаружили, что электрические токи мозга тончайшим образом отражают физическое состояние человека. Покой, напряжённая работа мозга, испуг, радость, вспышка света, громкий звук - всё это мгновенно и совершенно независимо от воли человека находит электрический отклик в его мозгу.
Чрезвычайно большое значение имеет то, что в спокойном состоянии мозг здорового человека «генерирует» электрические токи определённой частоты - десять колебаний в секунду, десять герц, как исчисляется в электротехнике. Только в совершенном покое, в комнате, тщательно изолированной от всего внешнего мира, удаётся улавливать эти регулярные электрические колебания, названные учёными волнами альфа.
Лишь только человек выводится из состояния покоя, тотчас вместо волн альфа появляются колебания совсем другого характера, гораздо более быстрые.
Электрические колебания возникают в коре мозга. Здесь находятся центры, от деятельности которых зависят зрение, слух, обоняние, вкус, поверхностная чувствительность, способность к движениям, в том числе к речи, письму и т. д. Зрительные, звуковые и другие раздражения вызывают электрические токи, прежде всего, в соответствующем участке мозга - слуховой, зрительной области...
Это позволяет иногда производить весьма интересные исследования. Человек много месяцев симулировал полную глухоту и делал это с таким знанием дела, что установить обман никак не удавалось. Тогда решили исследовать токи его мозга. Здесь огромная воля испытуемого была совершенно бессильна. Светящийся экран катодного осциллографа выдал его тайну. Симулянт мог убедиться, что сидит перед волшебным зеркалом, отражающим происходящее в его мозгу. Он сам видел, как звук, «не слышимый» им, вызывал резкие изменения токов мозга на экране катодного осциллографа. Испытуемый быстро сознался, что обманывал врачей.
Болезни мозга резко изменяют характер его электрических колебаний: они становятся или медленнее или быстрее, в них появляются сильно выделяющиеся зубцы. Даже неопытный глаз легко отличает электроэнцефалограмму эпилептика - записанную прибором кривую, соответствующую электрическим колебаниям мозга. Она вся пересечена высокими острыми зубцами - «бросками» тока, напряжение которого может в тысячу раз превосходить напряжение нормальных токов мозга.
Производя электрическую разведку мозга, врач находит в нём опухоли и другие повреждения. Как раз над опухолью колебания становятся медленными. Если повреждения слишком велики, токи мозга почти отсутствуют. В одном случае водянки мозга врач нашёл только совсем маленький кусочек черепа, с поверхности которого удалось получать запись электрических токов: лишь в этом месте мозг ещё боролся за своё существование. Осколок, пуля, травма, начинающаяся опухоль образуют очаги, вокруг которых токи мозга приобретают специальный характер. Человек может быть ещё совсем нормальным и чувствовать себя вполне здоровым, а его энцефалограмма уже будет давать предупреждения о грядущей опасности, если в мозгу начался какой - нибудь болезненный процесс.
Очень важное значение имеют энцефалограммы психических больных. На этих «скорбных листках» автоматически записывается всё течение болезни, отмечается, как действуют различные средства, возбуждающие или успокаивающие. У разных людей есть свои индивидуальные особенности электрических токов мозга. Но, к счастью, общее сходство ритмов этих токов у нормальных людей позволяет устанавливать отклонения, характеризующие неблагополучное состояние. В больном мозгу могут обнаруживаться те же колебания, что и в здоровом, но внимательное изучение даёт путь к познанию различия. У шизофреника, например, бывают нормальные волны альфа. Но если у здорового человека они при малейшем раздражении сменяются быстрыми колебаниями, то у страдающего шизофренией вызвать такие изменения несравненно труднее.
В нашей стране в деле изучения электрических токов мозга достигнуты большие успехи. Советские учёные свои исследования сразу направили на благо человечества, сосредоточив всё внимание на создании новых путей изучения больного и здорового мозга. Применение этих достижений для клинических целей уже сейчас оказывает большую помощь.
Совсем иначе обстоит дело за границей. Там открытие электрических волн в мозгу сразу начали широко эксплуатировать и ученые, жаждавшие только личного успеха, я печать, и разные тёмные «специалисты». Не так давлю мировую прессу обошло сообщение, что в Англии построен аппарат, разоблачающий тягчайших и упорнейших преступников. Действие его основано на регистрации электрических колебаний мозга во время допроса. Аппарат поторопились испытать и на деле. Юношу, подозреваемого в убийстве собственной матери, включили в сложную цепь осциллографов и фиксировали все изменения токов мозга ори демонстрации орудий убийства, одежды убитой, при всевозможных вопросах, относящихся к преступлению. По утверждению заграничной прессы, успех был поразительный, и сознание убийцы лишь подтвердило то, на что бесстрастно указали кривые линии осциллографов. Вся эта мрачная история кончилась казнью. Но в знаменитой лондонской тюрьме повесили сумасшедшего человека, а когда его только арестовали, комиссия врачей признала подозреваемого психически вполне нормальным. Легко представить себе, что даже у невинного человека обстановка подобного исследования может вызвать любые реакции, ибо он отлично знает, что непонятные и страшные приборы, соединённые с его головой, грозят ему одним - смертью.
Даже специальные заграничные издания не удерживаются от пропаганды чертовщины, пользуясь как «научной» базой токами мозга. Английский радиожурнал «Wireless World», имеющий весьма широкое распространение не только в Англии, не постеснялся на своих страницах дать место статье, носящей название «Телепатия или радиотелепатия?» Автор сам говорит, что «стоки нынешней телепатии - антинаучной теории о возможности передачи мысли на расстояние и восприятия явлений, происходящих иногда чрезвычайно далеко, - гнездятся в мрачных трущобах окраин больших городов. Но взамен он предлагает радиотелепатию и стремится своим читателям внушить мысль о возможности общения между людьми при помощи электрических колебаний, излучаемых мозгом. Радиоинженер по образованию, он говорит языком специалиста о передающих и приёмных электрических контурах в мозгу человека, настроенных на приём лишь определённых сигналов, излучаемых мозгом «влияющего» человека. Кончается статья главой «Практические применения». Оказывается, можно надеяться на «товарообмен» мыслями между людьми разных специальностей. Математик на расстоянии будет решать сложнейшие математические проблемы, стоящие перед инженером - электриком. Целая группа учёных может послать свои соображения на помощь кораблестроителю, упершемуся в какой - нибудь теоретический тупик... На мозг работающего человека, как птицы на маячный огонь, будут слетаться чужие мысли.
Не трудно догадаться, как бредовая статья о телепатии, появившаяся в специальном журнале, должна была подействовать «а малообразованных читателей. Вероятно, она сыграла немалую роль в увеличении клиентуры тех трущобных телепатов, с упоминания о которых начал автор свою статью «Телепатия или радиотелепатия?»
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из рассказов, поступивших на конкурс