Значительна была работа Белинского в области русской театральной критики.
Начиная со статьи об искусстве трагика В. А. Каратыгина в 1835 году и кончая некрологом на смерть Мочалова в 1848 году, Белинский посвятил драматургии и театру 150 статей и заметок, написанных с поразительным проникновением в природу и смысл театрального искусства.
Уже в первой своей большой статье - «Литературные мечтания» - Белинский воскликнул: «Театр!... Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?»
О том, что русский театр был для Белинского не мечтой, а реальностью, свидетельствует его исключительная любовь к актеру школы Гоголя - Михаилу Семёновичу Щепкину. Белинский воздвиг памятник гению Мочалова в статье о Гамлете. Но всё же представителем совершенной актёрской игры, сочетающей вдохновение с мастерством, считал он М. С. Щепкина, создателя русской школы сценического искусства, воплотителя образов из произведений Грибоедова, Гоголя и Пушкина. В лице Щепкина он видел не только актёра, но и зачинателя той системы сценического мастерства, которое стремится предельно верно воплотить идеи автора и пьесы.
В области русской драматургии Белинский первый поднял знамя Гоголя, защите и пропаганде театра которого Белинский отдал свои лучшие страницы. В «Ревизоре» и «Женитьбе» Белинский увидел ту мощную и самобытную национальную драматургию, к которой он призывал с первых же своих статей. «Ревизор» был грозным обвинительным актом, предъявленным помещичьей, дворянской опеке над порабощенным народом, и говорил о том, что когда - нибудь приедет не Хлестаков, а подлинный ревизор и учинит суд и расправу над грабителями и утеснителями всех званий и чинов. Вот почему эта комедия была особенно дорога Белинскому, а вслед за ним Чернышевскому и Добролюбову. Белинский вёл бой за театр Гоголя со всеми его противниками и прежде всего с булгаринцами из «Северной Пчелы» и «Библиотеки для чтения», увидевшими в творениях Гоголя угрозу официальному «благополучию» в жизни и литературе. Это сражение Белинский вёл с блестящим искусством страстного полемиста, и именно ему во многом обязаны драматические произведения Гоголя своим утверждением на сцене.
Высоко оценил Белинский и «маленькие трагедии» Пушкина, из которых «Каменного гостя» считал «перлом всемирно - человеческой литературы».
Рядом с Гоголем и Пушкиным Белинский поставил Грибоедова как творца «Горя от ума»,
Утверждая великую русскую национальную драматургию, Белинский одновременно разоблачал псевдонародность многих пьес Полевого, Кукольника, Ободовского и других.
В истории русского театра и русской театральной критики статьи Белинского остаются до сих пор не только драгоценными документами прошлого, но и поучающими примерами глубоко - вдумчивого отношения к искусству. В статьях Белинского современные деятели театра, советские зрители и читатели находят ответы на многие волнующие вопросы культуры и искусства и, в особенности на вопрос об отношении писателя к современности. «Свобода творчества, - писал Белинский, - легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию, для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи...» С этой мыслью Белинского перекликается его же утверждение, что каждый истинный писатель должен «сочувствовать своему отечеству, разделять его надежды, болеть его болезнями, радоваться его радостями».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.