Тяжёлые материальные лишения, однако, не погасили пламенных мечтаний юного энтузиаста. Белинский скоро становится заметным в студенческой среде.
Московский университет в 20 - х годах прошлого столетия был не только колыбелью русской науки, но и центром свободомыслия. В его стенах бурно кипела умственная жизнь молодой России.
Живые споры очень часто развёртывались в многочисленных студенческих кружках и в комнатах общежития. Студенческий состав университета был тогда сравнительно пёстрым. В основном это были дети состоятельных дворян и чиновников, но были здесь и выходцы из разночинцев.
Молодёжь быстро сходилась друг с другом.
В кружках формировались литературные и философские взгляды будущих политический и общественных деятелей молодой России. Ещё свежа была память о декабристах.
На студенческих сходках читались стихи Рылеева и Пушкина. Ненависть к крепостному праву и к самодержавному произволу волновала умы передовой молодёжи, заставляя искать путей обновления страны.
Мировоззрение Белинского формировалось в этой кипучей атмосфере. Роль студенческих кружков и участие в них Белинского до сих пор мало изучены. Большинство старых исследователей начинало философскую биографию Белинского с кружка Станкевича. Предполагалось, что в 1833 году Белинский вступил в кружок Станкевича и здесь быстро познал все тайны философии и эстетики. Архивные материалы, мемуары современников, наконец, личные письма великого критика показывают, что его литературное л философское становление началось ещё задолго до вступления его в кружок Станкевича.
Белинский принадлежал к разряду казённокоштных студентов, то есть находился на казённом иждивении. По своему положению казённокоштные быстро знакомились друг с другом, часто вечерами они вели оживлённые споры по вопросам жизни, философии, эстетики и политики, Особенно бурные споры возникали в 11 - м номере, где жил Белинский. Часто студенческие беседы затягивались до утра. В этих спорах и родился кружок «Литературное общество 11 - го нумера» (по номеру комнаты, где жил Белинский). Душой и сердцем кружка был пламенный Виссарион. В кружке состояли такие же пылкие мечтатели, как Белинский, такие же бедняки, как и он. В «Литературном обществе 11 - го нумера» господствовала атмосфера дружбы и равенства. Все участники любили искусство и ненавидели всякий деспотизм.
Наиболее видными членами Общества считались Петров, будущий крупный учёный - ориенталист, Чистяков, занимавшийся вопросами эстетики, Прозоров, Григорьев.
Вскоре Белинский завёл дружбу с другими выдающимися студентами. 11 - й номер становился местом литературных, философских и политических дискуссии.
Студенческая жизнь давала обильный материал для политических размышлений и протестов. Порядки в университете были жестокие. Они напоминали собой царский режим в миниатюре. Карцер, сдача в солдаты, а то и арест были явлениями нередкими. Часто действия университетских властей вызывали резкие протесты со стороны студенчества.
Пылкий Белинский и здесь выступал в первых рядах. Друг Белинского и участник «Литературного общества 11 - го нумера» Прозоров рассказывает, как один студент за самовольную отлучку был посажен в карцер. Студенты потребовали освободить товарища, но им отказали. Их оскорблённое самолюбие возмутилось. Белинский и Чистяков собрали большую часть студентов в круглую залу и потребовали инспектора. В результате студент был освобождён.
Горячность Белинского, его ненависть к произволу очень рано обратили на себя внимание университетского начальства. За Белинским следили, его держали на примете. Об этом красноречиво говорит один факт. Летом 1830 года Белинский ездил в родной Чембар. Возвратился он с небольшим опозданием. Многим студентам это сходило благополучно, но для Белинского дело чуть было не обернулось исключением из университета.
Как только Белинский приехал, ректор призвал его в правление и начал бранить за то, что он поздно возвратился. «Заметьте этого молодца, при первом случае его надобно выгнать», - сказал ректор в заключение беседы.
С этого дня пребывание Белинского в университете, что называется, висело на волоске: один неосторожный поступок его мог повлечь за собой исключение из числа студентов.
Случай, которого с таким нетерпением ждало начальство, чтобы разделаться с Белинским, не заставил себя ждать. В 1830 году юноша закончил работу над трагедией «Дмитрий Калинин». Писатель Лажечников и друзья по «Литературному обществу» предупреждали его, чтобы он не показывал никому своего произведения. Несмотря на эти дружеские предупреждения, Белинский представил трагедию в цензуру.
Можно представить, как обрадовалось начальство, получив крамольную пьесу. Теперь имелись все основания расправиться с автором произведения, в котором «со всем жаром и страстной, пламенеющей любовью к истине, со всем негодованием души, ненавидевшей несправедливость... в картине довольно живой и верной автор представил тиранство людей, присвоивших себе гибельное и несправедливое право мучить себе подобных...»
Через неделю Белинский пришёл в Цензурный комитет. Спросил секретаря, чтобы он выдал ему его тетрадь. Секретарь вместо ответа побежал к ректору:
«Иван Алексеевич! Вот он, вот господин Белинский».
Трагедия молодого автора была признана безнравственной, бесчестящей университет. Ректор предложил ежемесячно подавать особые донесения о поведении Белинского.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.