- Зовут её Лена, - так сказали родственники. - Она была весёлая, жизнерадостная девушка...
Была... Она сейчас не может назвать своего имени, не может объяснить, почему плачет вот уже в продолжение нескольких часов. Горькие рыдания перемежаются с таким же безудержным смехом. Вдруг она падает. Её схватывают судороги... Она в глубоком припадке. Сознание её затемнено.
Врачи не могут успокоить Лену. Много часов спустя в отдельной палате девушка приходит в себя. Но опять не надолго. Припадок повторяется...
Мы в приёмном покое клиники неврозов.
«Сонная палата». Полутьма. Слабый голубовато - белый свет бросают синие лампочки - ночники. На окнах плотные шторы. На полу ковры. Тишина. Врач обходит больных, проверяет пульс. Ровный, нормальный пульс. На одной из кроватей лежит девушка. Это Лена. Она в глубоком сне. Ровное, медленное, спокойное дыхание. Лена будет спать ещё долго. В полдень на двенадцатые сутки она проснётся отдохнувшая, бодрая, в том хорошем настроении, в котором обычно просыпаются здоровые люди.
... Правда, она ещё несколько слаба, но, как и до болезни, весела и жизнерадостна.
- Я больна, доктор, - шутит она за завтраком, - у меня волчий аппетит.
Девушка сидит на освещенной солнцем террасе в по - домашнему пёстром халатике, шутит, смеется.
Да, Лена теперь уже вполне здорова. Тяжёлое заболевание, проявление одного из видов невроза, не оставило следов.
Исцеление тысяч больных - это практический результат одного лишь открытия Ивана Петровича об охранительном торможении. Сон охраняет нервную систему и лечит её.
... Существуют сотни заболеваний высшей нервной деятельности человека, когда меркнет сознание, когда поражается та или иная функция человеческого организма. Эти так называемые «душевные болезни» существуют столько же, сколько живёт человек на земле.
И только Ивану Петровичу Павлову удалось проникнуть в тайны душевных болезней. Он нашёл метод для изучения работы высших отделов головного мозга, куда не проникал до него ни один физиолог в мире, ни один естествоиспытатель.
Не только изучать свойства высшей нервной деятельности, но и уметь изменять её, влиять на неё - этому посвятил свою жизнь великий русский учёный.
«Отдыхаю сейчас в своих любимых Колтушах, и я очень, очень хочу жить ещё долго. Хоть до ста лет... И даже дольше!»
Л вот и знаменитая «вышка» - застеклённая, вся в цветах и зелени, солнечная веранда, на которой были сказаны эти слова. Та самая, где Нестеров писал знаменитый павловский портрет, где проводились павловские научные «среды», где отдыхал учёный.
Присутствие Ивана Петровича чувствуешь и сейчас, когда приезжаешь в Павлове, - так ныне называются Колтуши.
Павлов здесь - в нескольких комнатах музея, на веранде, в маленьком кабинетике, где бережно сохраняются на своих местах и чернильница и пресс - папье, в коридоре, где к стене прислонён велосипед, будто только что принесённый сюда самим Иваном Петровичем. В музее не музейная тишина - здесь на всём лежит печать деятельности, павловский стиль жизни. Об Иване Петровиче как о присутствующем ведут беседы с экскурсантами сотрудники музея, устраиваются лекции для колхозников и бурные заседания научных сотрудников. Это место по - прежнему - штаб научной мысли: лаборатории, звуконепроницаемые камеры, кабинет директора института имени Павлова академика Л. А. Орбели, библиотека. Здесь продолжают учение Павлова об условных рефлексах. И не случайно на белом фронтоне этого здания выпуклыми буквами написан девиз Ивана Петровича:
Наблюдательность
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.