Много удивительных и радостных событий каждодневно совершается в нашей стране. Об одном из них мы и хотим рассказать сегодня нашим читателям.
В солнечный, почти по - летнему жаркий день - 16 мая текущего года - шло заседание коллегии Министерства лёгкой промышленности СССР. Решались очень важные вопросы. Значение их как бы подчёркивалось тем, что на заседании присутствовали директора и главные инженеры фабрик, начальники главков, представители партийных, профсоюзных организаций и центральных газет. Здесь же, рядом с руководителями министерства и крупнейшими специалистами текстильного, трикотажного, обувного и швейного производства, сидели две скромные молодые девушки, две подруги.
Чувствовалось, что они находились в непривычной для них обстановке. Это были работницы, которые прибыли сюда прямо с фабрики из Старой Купавны, что находится в 30 километрах от Москвы.
Каждой из них немногим более двадцати лет. Но про них уже нельзя было сказать: «никому не известные» или «малоизвестные девушки». Присутствующие на коллегии знали их. Больше того, их имена уже знала вся страна.
- Первое, что нам предстоит обсудить, - сказал председательствующий, - это вопрос об организации социалистического соревнования работников лёгкой промышленности за всемерную экономию сырья. Слово предоставляется прядильщице Марии Рожневой.
Раздались аплодисменты. Одна из подруг встала и подошла к столу. Окинула взглядом зал, привычным движением поправила волнистую причёску и чуть улыбнулась.
Её взволнованная речь была короткой, но содержательной. Точные и ясные фразы. Примеры, цифры. Каждый видел: выступает грамотный, культурный человек.
Её слушали не только со вниманием, но и с гордостью. Да, с чувством гордости за комсомол, за молодое поколение советского рабочего класса, за таких вот девушек...
Она выросла в колхозе. Окончила семилетку, потом школу фабрично - заводского обучения. Поступив на Купавинскую тонкосуконную фабрику прядильщицей, она внимательно присматривалась к работе стахановок, перенимала их опыт. Вскоре молодая прядильщица сама стала одной из лучших стахановок фабрики. Постепенно у неё выработались свои, наиболее точные и экономные приёмы труда.
Теперь Мария Рожнева - бригадир комсомольско - молодежной бригады. Вместе с присучалыцицами Верой Филиной, Антониной Ни - коновой и Раисой Рудыко она обслуживает две прядильные машины - 800 веретён - вместо 600 по норме. Из дорогого сырья - мягкой тёплой шерсти - бригада вырабатывает пряжу для тонких красивых сукон. Отдавая себе отчёт в том, насколько важен их труд для Родины, для советских людей, молодые патриотки всегда на 40 - 60 процентов перевыполняют норму выработки. Благодаря их заботам и мастерству обе машины действуют безотказно, без малейших остановок и дают теперь готовой пряжи значительно больше, чем давали до войны. Но бригада Рожневой отличается не только тем, что она выпускает много продукции и добилась высокой производительности оборудования.
В начале марта в этом же самом зале на коллегии министерства выступал знатный ткач страны, инициатор соревнования за отличное качество продукции, ныне лауреат Сталинской премии Александр Чутких. Бригада Рожневой одной из первой на фабрике последовала его патриотическому примеру. Начиная с марта она выпускает пряжу только первого сорта.
Но и это ещё не всё. Член фабричного комитета комсомола Мария Рожнева, как и подобает всякому подлинному вожаку молодёжи, не просто переняла опыт знатного стахановца, а подошла к нему творчески, внесла в него новое, своё. Борьбу за отличное качество продукции она предложила дополнить борьбой за всемерную экономию сырья. Так, вместе со своей подругой Лидией Кононенко она явилась инициатором нового замечательного движения.
При переработке часть шерсти идёт в отходы. Такие отходы в размере не более трёх с половиной процентов предусмотрены планом. Но что означают эти три с половиной процента? Они означают, что из каждых ста килограммов три с половиной килограмма шерсти идут не в пряжу, а теряются попусту. А ведь из килограмма шерстяной пряжи получаются два метра ткани. Значит, потерять три с половиной килограмма шерсти - это всё равно, что потерять семь метров великолепной ткани. Больше, чем нужно на два костюма!
В бригаде Рожневой отходы сырья были несколько меньше, чем предусмотрено нормой, - на одну десятую процента. Нельзя ли ещё сократить эти потери? Нельзя ли внести в нормы расходования сырья ещё более существенные стахановские поправки? Эта мысль целиком завладела сознанием молодой прядильщицы. Она заметила, что при сходе с бобины остаётся три - четыре метра ровницы, которая идёт в рвань.
- Давайте работать так, - говорила Мария девушкам своей бригады, - чтобы оставлять один метр ровницы, а то и меньше. Надо ещё бережней раскатывать бобины. Научимся своевременно и правильно присучивать нити, чтобы ни одно веретено ни секунды не крутилось вхолостую.
Бригадир и её помощницы изо дня в день стали искать пути бережного, экономного расходования сырья, сокращения отходов. И они добились своего. В феврале потери составили 2,5 процента, а в апреле - уже 0,98 процента.
Так, за три месяца бригада сэкономила сырья на 300 килограммов пряжи, или на 600 метров дополнительной ткани!
Прядение - это подготовительный процесс текстильного производства. Превратить пряжу в ткань - дело рук ткачей. И когда председательствующий предоставил слово второй подруге - ткачихе Лидии Кононенко, - снова послышались аплодисменты.
Лидия Кононенко рассказывала о своём опыте, и присутствующие на коллегии ощущали великую силу соревнования, наглядно видели, как много может сделать советский человек, если он охвачен горячим стремлением досрочно выполнить послевоенную пятилетку, если он проявляет творческую инициативу, не жалея сил для дальнейшего укрепления могущества и богатства своей Отчизны.
Юная ткачиха прошла тот же путь, что и Мария Рожнева. Она безупречно, мастерски обслуживает четыре станка вместо двух по норме. Она почти в полтора раза перевыполняет норму выработки, и к 1 марта завершила своё пятилетнее задание. На её счету уже более пяти тысяч метров сверхплановой ткани. Производительность её станков на восемь процентов выше довоенного уровня. Молодая стахановка всю ткань выпускает первым сортом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.