Майя Вялкова в последний раз оглядела невысокие корпуса, каменными дугами охватившие площадь. Пять лет назад как строго и холодно смотрели их окна на девушку, впервые пришедшую сюда! А теперь Вялковой кажется, что каждое стекло, пылающее отражённым багрянцем заката, дружески прощается с ней. Запомнить бы навсегда и этот тихий вечер и благородные очертания здания Сельскохозяйственной академии, как - то особенно чётко выделяющиеся на чистом небе. Но самое главное - сохранить бы на всю жизнь это настроение торжественного подъёма, ощущение расправляющихся крыльев перед захватывающим далёким полётом.
Суровый богатейший край ждёт её - сибирские поля, прорезанные мощным Енисеем. Там, на Комалинской селекционной станции, Вялкова должна выращивать новые растения, не боящиеся морозов. Она будет участницей победного наступления советских агрономов на север.
Майе представился громадный отряд молодых мичуринцев, выпущенных Академией, - 670 человек. Через несколько дней они приступят к работе в 75 областях и республиках: на юге Кавказа, где к солнцу тянут свои блестящие, как будто лакированные, листья драгоценные цитрусовые растения, на необъятных полях Тульской, Рязанской, Тамбовской, Орловской областей, на хлопковых плантациях Средней Азии, на Сахалине...
Все они окончили Академию в год великих событий. Историческое постановление партии и правительства о преобразовании природы наших степей открыло перед выпускниками славной Тимирязевки невиданные перспективы.
И кажется Майе, что она снова слышит вдохновенную речь академика Трофима Денисовича Лысенко, заведующего кафедрой генетики, селекции и семеноводства. Как просто и талантливо раскрывал он перед юными агрономами глубины мичуринского учения о наследственности и её изменчивости! Учёный подробно знакомил студентов - выпускников со своими способами выведения, новых, высокоурожайных растений, культур, не боящихся ледяного дыхания заморозков, иссушающих ветров юга...
Сколько замечательных товарищей приступает к работе вместе с Вялковой, молодых, полных сил, готовых преодолеть любые трудности на пути переделки самой природы растений! Вот Григорий Устименко. Это о нём говорил на выпускном вечере убелённый сединами профессор, имя которого знают в любом конце земли. Он сказал, что в современной передовой молодёжи его поражает исключительная организованность. Тонкий, подвижный Григорий Устименко кажется совсем юным человеком, перед глазами которого мир только начал развёртывать своё бесконечное разнообразие. Но в действительности многое уже видел и понял Устименко. Он прошёл испытание в огне войны.
Сквозь узкую смотровую щель танка он видел родную землю, в дыму, со снятыми колосьями урожая, с сожжёнными деревьями. Война окончилась, и снова сел Григорий Устименко на студенческую скамью. В 1946 году его избирают секретарём комсомольского комитета Академии. Григорий стал замечательным руководителем двухтысячного коллектива комсомольцев. Огромная общественная работа не помешала его учёбе: сталинский стипендиат, отличник учёбы, он на протяжении пребывания в Академии подавал пример всем студентам. Достойным завершением студенческих лет была и дипломная работа Устименко о культуре каучуконосов. Ему выпало счастье осуществить эту работу под руководством академика Т. Д. Лысенко.
Было бы, пожалуй, недостаточно одной организованности, чтобы так успешно совмещать работу секретаря комитета ВЛКСМ и отличную учёбу. Григорию Устименко всегда помогает творческое отношение к труду. Он никогда не действует по шаблону, трафаретно, а по - своему решает каждую задачу, возникающую перед ним...
Вспоминаются Вялковой и Н. Коняев, В. Перьков, В. Буторин. Все они направляются в далёкие уголки Советского Союза, чтобы нести в гущу народа передовое мичуринское учение. Перьков ещё в 1947 году, будучи на практике, вместе с красноярскими колхозниками боролся за отличный урожай и получил правительственную награду. Буторин свою дипломную работу построил на материалах производственной практики в колхозе имени Сталина, Аскизского района, Красноярского края, где молодой специалист получил хорошую закалку в схватке с суровой сибирской природой...
Осень 1943 года была переломным моментом в жизни Василия Трушечкина. Комсорг батальона, сражавшийся с немецкими захватчиками севернее Киева, в труднейшем и опаснейшем деле, во время переправы под жестоким огнём через Днепр, Василий показал образец воинской доблести, за что был удостоен почётной награды - звания Героя Советского Союза. Тяжело раненный в этом бою, Трушечкин должен был навсегда покинуть армию. Выйдя из госпиталя, Василий решил учиться. Он поступил на плодоовощной факультет сельскохозяйственной Академии.
Уже здесь, в Москве, он принимал из рук М. И. Калинина высшую правительственную награду. На всю жизнь запомнились Василию проникновенные слова Калинина, что высокая награда даётся не только за прошлые заслуги, но она обязывает трудиться не покладая рук, чтобы быть достойным сыном своего героического народа. Трушечкин сдержал клятву, данную в этот памятный день. Учился он всегда на «отлично», со второго курса непрерывно был сталинским стипендиатом.
Ещё ползком продвигаясь вперёд по изуродованным, сожжённым полям и садам родной земли, мечтал он о том времени, когда на этой земле зацветут сады и поля покроют густые хлеба.
В Академии он избрал специальностью изучение капризных деревьев субтропиков. Он стал изучать природу маслин. Дереву этому пришлось жестоко бороться за существование. Оно выжило, и в нём выработалась твёрдая наследственность, которую уже нелегко переделать. Трудности никогда не останавливали Василия Трушечкина. Он поехал в Крым, в Никитский сад, чтобы там в отделе субтропических культур на практике изучить тему своей дипломной работы - особенности цветения и плодоношения маслины в Крыму.
Целые дни проводил Трушечкин на участках, занятых маслинами. Он видел живую древность - маслину, возраст которой уже перевалил за 500 лет, и рощицы более «молодых» деревьев, которым исполнилось «всего» около 130 - 140 лет. Но его интересовали не эти старцы, а совсем юные деревья, сорта, полученные недавно в Никитском саду благодаря плодотворной мичуринской теории, указывающей пути переделки природы даже упорной маслины.
Глазами исследователя, способными всё оценивать и сравнивать, он осматривает цветы, вдыхая их чуть горьковатый аромат. Вот прекрасная ветвь, застывшая на фоне синего южного неба. Глаза художника загорелись бы от восторга при виде этой серебристой листвы, этих нежных цветов. Но агронома она не радует: это дефектные цветы, плодов они не дадут. Чем же объясняется обилие дефектных цветов, как предупредить их появление?
Здесь, в Никитском саду, у Трушечкина много «пациентов». На них молодой исследователь изучает влияние почвы, обрезки. Он день за днём сравнивает деревья, получающие подлинно «санаторный» уход и почти предоставленные самим себе.
Дипломная работа Трушечкина, посвященная цветам маслины, недаром заслужила отличную оценку. Она, несомненно, имеет практическое значение.
Диплом защищен, но груды книг уже снова лежат на столе Трушечкина. Путь учёного ждёт аспиранта Василия Трушечкина. Много вечеров зимой, летом, осенью проведёт он над своими книгами и многое сделает, чтобы по - новому цвели и плодоносили растения в нашей великолепной стране.
Великий преобразователь природы И. В. Мичурин говорил, что «в лице колхозника история земледелия всех времён и народов имеет совершенно новую фигуру земледельца, вступившего в борьбу со стихиями с чудесным техническим вооружением, воздействующего на природу со взглядом преобразователя. Этот совершенно новый тип земледельца рождён марксизмом, воспитан и поставлен на ноги большевизмом Ленина - Сталина».
Новый тип земледельца требует и новых агрономов. Такими носителями передовой науки, науки Тимирязева - Мичурина - Вильямса - Лысенко, являются выпускники Тимирязевки, начинающие сегодня практическую работу. Это первый выпуск учившихся непосредственно у академика Т. Д. Лысенко.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.