В глубине центрального парка, где шумящие кроны деревьев, словно зеленые шатры, укрывают аллеи от жаркого кишинёвского солнца, под сенью старых каштанов стоит памятник Пушкину. Высокая колонна из тёмного отполированного гранита увенчана бюстом поэта. Обнажённая голова склонилась в раздумье. Плащ наброшен на плечи. На одной стороне мраморного постамента короткая надпись: «Пушкину. 26 мая 1885 года». На другой стороне отроют из стихотворения «К Овидию»:
«Здесь, лирой северной
пустыни оглашая.
Скитался я...»
Около трёх лет провёл Пушкин в Молдавии, в стране, где поэт «вскрылся от гоненья ханжи и гордого глупца», - так называл он Александра I. Высланный царским правительством из Петербурга за всколыхнувшие всю Россию стихи «Деревня». «Вольность», «К Чаадаеву», за свои кипевшие беспощадной силой эпиграммы, поэт после недолгого пребывания в Екатеринославе. на Кавказе и в Крыму в конце сентября 1820 года приехал в Кишинёв.
Первые два месяца Пушкин жил у русского переселенца Ивана Николаевича Наумова, члена комиссии по устройству приезжающих, «весьма известного в городе смышлёного мужика», как характеризовал его один из биографов поэта. Небольшой вросший в землю по самые окна домик на Антоновской улице сохранился до наших дней. В прошлом году в нём открылся музей.
Какое - то особенное, необычайное волнение охватывает посетителя, едва он входит в тесные, маленькие комнаты с крохотными окнами и низким потолком. И гордость, и радость, и невольная грусть - удивительное смешение чувств - не покидают в эти проходящие в молчании, чуть торжественные минуты. По этим комнатам он ходил, у этих окон писал, здесь читал друзьям только что законченные стихи, молодой, пылкий, еще не остывший от пережитого творческого восторга.
Неторопливо переходят от экспоната к экспонату, от стенда к стенду кишинёвские студенты, садоводы из Тирасполя, школьницы гагузской деревни, кедринские виноградари, хлебопашцы Белецкой степи. Многочисленные документы, рисунки, фотографии вводят посетителей в пушкинский мир кишинёвской поры.
... Здесь Пушкин встречается с декабристами В. Ф. Раевским. М. Ф. Орловым. К. А. Охотниковым, знакомится с одним из руководителей движения, П. И. Пестелем, завязывает переписку с писателем А. Бестужевым (Марлинским). В тревожной атмосфере революционных предчувствий, в этом воздухе предгрозья политические взгляды поэта приобретают всё большую чёткость. Крепнет и мужает его протестующий, гневный голос. Именно в эти дни он произносит глубоко - прочувствованные слова: «Тот подлец, кто не желает перемены правительства в России».
Творчество Пушкина окрашивается в яркие революционные тона. Постоянно думая и тревожась за судьбу своей родины, поэт чутко прислушивается к голосу свободы, где бы он ни прозвучал. Национально - освободительная борьба греческого народа против турецкого ига, революционное движение в Испании входят в круг его тем. Облетевшее всю страну стихотворение «Кинжал» прозвучало страстным призывом к свержению самодержавия. Пушкина вдохновляют героические образы защитников народной свободы - то Вадим, последний поборник новгородской вольницы, то современный ему Рафаэль Риего. Он начинает писать «Исторические замечания», в которых его политические воззрения получают своё ясное выражение. Беспощадным пером развенчивает он «Тартюфа в юбке и короне» - Екатерину II и «венчанного солдата» - Александра I.
Около ста стихотворений написал он в кишинёвский период. «Восстань, о Греция, восстань!», «К моей чернильнице», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге», два стихотворения «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья» и «В стране, где я забыл тревоги прежних лет»), «Баратынскому из Бессарабии», «Редеет облаков летучая гряда». «Война». «Я пережил свои желанья» и, наконец, знаменитый «Узник» были созданы в эту великолепную весну его творчества.
Расточительной щедростью крепнущего гения отмечены эти годы. «В глуши Молдавии печальной» рождаются и первые строфы романа в стихах «Евгений Онегин», и романтические поэмы «Братья разбойники» и «Кавказский пленник», и отточенные, блистательные стихи «Гавриилиады», и элегические строки «Бахчисарайского фонтана».
Жадный, неутолимый интерес к жизни, который постоянно кипел в его душе, сопровождает поэта все годы, проведённые им в Молдавии. Он знакомится с бытом, обычаями. культурой молдавского народа, с его устным и песенным творчеством.
Он оставил по себе нетленную память в молдавском пароле. По стопору живут в городах и сёлах рассказы и легенды о русском поэте. Пушкин побывал во многих уголках Бессарабии, и всюду его не покидал интерес к истории и культуре молдавской земли, которая «Державиным воспета и славой русскою полна».
С грустью расставался Пушкин с Молдавией. Он привязался к этому краю, к его трудолюбивому народу. он полюбил весёлую, щедрую природу, огненные, словно зажжённые южным солнцем, пляски и песни... Сообщая брату о своём назначении в Одессу, он писал: «Новая печаль мне сжала грудь - мне стало жаль моих покинутых цепей. Приехал в Кишинёв на несколько дней, провёл их неизъяснимо элегически - и, выехав отсюда навсегда. - о Кишинёве я вздохнул...»
В июле 1823 года, «созревший и возмужавший», поэт покинул Кишинёв, где прошли необычайно важные для его будущего годы, годы больших раздумий и поэтических исканий. Его могучий дух был уже готов для великого творческого подвига. Пушкин уезжал в Россию, откуда много лет спустя для молдавского народа взошла «звезда пленительного счастья», в приход которой он непоколебимо верил до конца своей жизни.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.