Уже много лет ведётся работа над рукописным наследством Пушкина. Почти всё написанное им давно уже исследовано и неоднократно напечатано. И всё же архив Пушкинского дома Академии наук СССР, в котором по решению правительства собраны все рукописи Пушкина, время от времени обогащается новыми, неизвестными до этого автографами великого поэта.
Одним из таких последних приобретений является неизвестная до этого рукопись незаконченного отрывка из первой части «Медного всадника».
История создания этой поэмы, или, как назвал её поэт, «петербургской повести», послужила темой для многих литературных исследований. Поэма была написана меньше чем за месяц: первые черновые записи помечены поэтом б октября, а уже 30 октября Пушкин переносит в особую тетрадь полный текст всей поэмы, причём ряд первоначальных черновых записей был им уже переработан и исправлен.
Но на этом работа Пушкина над поэмой не остановилась. Он продолжал вносить в неё существенные изменения, выбрасывая не удовлетворявшие его стихи и создавая новые. В результате Пушкиным была создана окончательная, третья по счёту редакция поэмы, которую он, собственноручно переписав, передал на рассмотрение своему «высочайшему цензору» - Николаю I.
Прочтя поэму, Николай I сделал ряд «замечаний», которые исключали возможность её напечатания. Пушкин был вынужден расторгнуть ранее заключённое соглашение со своим издателем Смирдиным и отказаться от опубликования «Медного всадника».
Спасая свою поэму, Пушкин попытался внести кое - какие исправления в её текст. Но эта работа не была им доведена до конца, и рукопись при жизни поэта осталась ненапечатанной.
В 1948 году в архив Пушкинского дома поступил неизвестный до этого автограф поэта. Он представлял собой лист голубоватой бумаги, сложенный пополам. Вторая половина листа была совершенно чистой, а на первой характерным мелким почерком были нанесены чернилами следующие строки:
... Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался как поэт:
Жениться? Мне? Зачем же нет?
Оно и тяжело конечно.
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов:
Уж кое - как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нём Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год
другой -
Местечко получу - Параше
Препоручу хозяйство наше
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.