«Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.»
А. ПУШКИН.
«Труды и дни» - так обозначают хронологическую канву для биографии большого человека, великого поэта: такие отметки перечисляют события жизни и сопутствующие им произведения. Обычно при этом имеются в виду уже зрелые художники слова. Но если мы применяем этот термин как заглавие для лицейской главы к поэту, только ещё формирующемуся, то потому, что основное событие этих лет, когда Пушкин пребывал в лицее, было не какое - либо событие из его личной жизни, а одно из величайших событий в жизни всей страны - война 1812 года - и тот необычайный подъём, который сопутствовал героическому подвигу народа, одолевшего полчища целой Европы, возглавляемые к тому же таким крупным полководцем, как Наполеон. Несомненно, что и Пушкина, гениального мальчика, эта волна подняла на своём гребне и во многом определила его творческое лицо: близость к родному народу и страстное желание добыть для него достойную его свободную жизнь.
Конечно, и для такого воздействия необходимо было известное время, оно не могло сказаться немедленно, да и самому Пушкину, несмотря на то, что развивался он с исключительной быстротой, надо было ещё превратиться из мальчика в юношу. Ещё позже Пушкина ждало и другое огромное событие - и в жизни родины, а на этот раз и в собственной его жизни - это движение первых наших революционеров - декабристов. Оно также имело на него исключительное влияние, но в соответствии с самым характером события не столько возносило на новые блистательные высоты, сколько открывало перед ним новые глубины человеческого духа и заставляло настойчиво размышлять об исторических судьбах России. Соответственно и в творчестве: лирика уступает место поэмам, поэмы уступают место прозе - и современной и исторической.
Но пока до всего этого ещё далеко. И, однако же, вторжение Наполеона не могло не потрясти юных лицеистов. И именно об этой поре у позднего Пушкина (1836 год), вспоминающего лицейские годы, есть замечательные строки. Вот самое открытие лицея:
«Тогда гроза двенадцатого года
Ещё спала. - Ещё Наполеон
Не испытал великого народа –
Ещё грозил и колебался он.»
Однако события не заставили себя ждать. Наполеон, после долгих раздумий и сомнений, решился наконец на этот роковой для него шаг.
Двенадцатого июня 1812 года главные силы наполеоновской армии пере правились через Неман, а в свою очередь и Россия пришла вся в движение и единодушно готовилась к могучему отпору:
«Вы помните: текла за ратью рать.
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.