Помост был устроен в саду, и в погожие дни начала августа штангисты тренировались под открытым небом. Закончив разминку, сходились они на тенистую полянку, окружённую дымчатыми шарами подстриженных кустарников. Там, под старым каштаном, стояла привезённая из Москвы стальная кошелевская штанга. Когда самый рослый из атлетов, Алексей Медведев, поднимал её на прямые руки, она касалась тяжёлыми дисками зубчатых листьев каштана.
Медведеву нравилось работать на свежем воздухе, и он обычно дольше всех задерживался на помосте. Несмотря на свою молодость - ему ещё не было двадцати двух лет, - он уже был зрелым мастером и к своим тренировкам относился с завидной добросовестностью. Он никому слепо не подражал, не копировал бездумно чужих движений. Наблюдая за тренировкой маститых атлетов, молодой штангист отмечал изумительную работоспособность чемпионов. Но больше всего его покоряло их стремление к совершенствованию. Из этих наблюдений Медведев сумел сделать для себя правильный вывод, во многом подсказанный ему его тренером Романом Павловичем Морозом: не надо «сидеть» только на штанге, нужно быть разносторонне развитым спортсменом...
Алексей мягко опустил штангу. Лёгкий звон столкнувшихся дисков, словно удар щита о щит, возвестил об окончании единоборства атлета с бесстрастным грузом металла.
Выпрямившись, он увидел в зелёной развилке кленовой аллеи асфальтовый склон горы Геллерт. Ещё не отстоявшееся после ночного сумрака, синее небо обтекало литую фигуру советского воина, великий подвиг которого вознёс его над миром. Казалось, от одного прикосновения к священному памятнику небо становилось выше, чище, просторней.
Просторно было и на душе у Алексея. Ещё задолго до поездки в Будапешт на Международные студенческие игры он находился в прекрасной спортивной форме. На первенстве Союза он занял второе место, пропустив вперёд только абсолютного чемпиона страны Якова Куценко. Правда, результат у него был не лучший - 390 килограммов, - но он чувствовал, что сможет сделать больше. Собственно, в том и заключалось своеобразие его тренировки, что, закончив соревнование, Медведев не казался исчерпанным, уставшим: у «его всегда оставался запас сил, необходимый для последующих физических и волевых усилий. Может быть, поэтому Медведеву и удалось так счастливо избежать опасной для молодых штангистов «боязни веса».
Прекрасная спортивная форма была достигнута правильной тренировкой, чередованием её с учёбой и отдыхом. Работа в зале со штангой, тренировка силовой выносливости, отработка техники сменялись поездками в лес, длительными прогулками, бегом на короткие дистанции и прыжками, способствующими развитию нужной штангисту ловкости и быстроты. Кроме того тренер обращал большое внимание на выработку высоких моральных качеств, которыми так щедро одарены лучшие советские спортсмены: воли к победе, настойчивости в достижении цели, смелости. И надо сказать, что эти качества и спортивная сноровка помогли Алексею добиться больших успехов и на производстве: модельщик Медведев досрочно, к 7 ноября 1948 года, выполнил свой пятилетний план.
Трудно достичь спортивной формы, но не менее трудно её удержать. Нужно уметь «поддерживать» накопленную длительной тренировкой энергию, не растрачивать её попусту. «Поддержать спортивную форму» - такие простые, на первый взгляд, слова, а для Медведева они имели какой - то особый, далеко не простой смысл: «Завтра я должен буду поддержать славу советского спорта».
Никогда ещё так реально, с такой благородной откровенностью не раскрывался перед комсомольцем Медведевым его патриотический долг, как в эти минуты, когда он стоял лицом к лицу с бессмертным памятником горы Геллерт.
Да, завтра он должен будет защищать спортивную честь своей Родины. Впереди - встреча с сильными противниками. Фамилию одного из них он знал: Тодт. Чемпион Венгрии в тяжёлом весе - молодой способный атлет, с хорошим жимом. Пожалуй, это основной соперник. Конечно, нужно знать своих противников, но главное - это всегда быть верным себе, уверенным в своих силах.
Установив на штангу 115 килограммов, Медведев взял её без подседа на грудь и медленно, с удивительной лёгкостью, выжал. С этого веса он завтра и начнёт...
- Установить на штангу 115 килограммов! - голос диктора потонул в нестройном гуле, выражавшем почти нескрываемое удивление.
Только что на 112,5 килограмма закончил своё выступление в жиме любимец будапештской публики Тодт. Грузный кареглазый венгерец взял этот вес с третьей попытки. Судя по аплодисментам, нетрудно было догадаться, что зрители были удовлетворены результатом. По - видимому, чемпион Венгрии никогда не жал больше этого веса.
Вот почему слова диктора - увеличить вес на штанге - вызвали таксе оживление в переполненном зале стадиона «Чеппель».
- К штанге вызывается Алексей Медведев, СССР.
Высокий, могучего сложения атлет вышел к помосту. Щурясь от яркого света, он секунду - другую стоял расслабившись, затем уверенно вступил в обведённый белой краской круг. Согнув широко поставленные ноги и наклонив туловище вперёд, как бы присев, Медведев крепко захватил гриф штанги. Сейчас нужно сосредоточиться. Ни один мускул ещё не включён в работу, только мысль насторожена и собрана воля, готовая в любой момент дать команду. Вернее, в нужный момент... Вот он наступил...
Энергичным усилием туловища и ног он отрывает штангу от помоста и поднимает вверх; мощные мускулы торса и рук перехватывают нагрузку. Когда штанга сказывается на уровне груди, атлет быстро подворачивает локти под гриф. Штанга на груди. Атлет делает выдох. Он имеет право отдохнуть перед решающим усилием 2 секунды. Этих секунд достаточно, чтобы снова сосредоточиться, сделать глубокий вдох. Сильным упором кистями в гриф, задержав дыхание, Медведев начинает жим. Плавно поднимается штанга над головой, а недвижное тело славно приросло к помосту, к тесному для такого богатыря кругу. Есть! Вес зафиксирован...
- Ну как, Роман Павлович? - Медведеву не терпелось узнать мнение своего тренера.
- Хорошо, Алексей. Только ты подал штангу слишком вперёд... Учти это... А вообще мы будем работать так: все остальные кончают - ты начинаешь. Ясно?
Алексей улыбнулся. Он уже готовился ко второму подходу: натирал подошвы канифолью и по - детски поправлял белыми от магнезии руками непокорные русые волосы...
Со второго подхода Алексей легко выжал 120 килограммов, но, посоветовавшись с тренером, решил отказаться от третьей попытки. Он уже выиграл у Тодта 7,5 килограмма, можно поберечь силы для рывка и толчка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседа с генералом армии И. В. Тюленевым