1919 год. Тюрьма. Камера. Со звоном падает запор. Раскрывается дверь, и в камеру бросают избитую и окровавленную девушку. Это Наташа, русская девушка, комсомолка.
«Я завещаю тебе будущее. Идя на смерть, я благословляю тебя на большую и гордую жизнь...»
Это письмо Лене, дочери.
«А ты будешь замечательно жить, моя девочка! Будь же достойна этой жизни, она оплачена кровью твоего отца... и твоей матери».
Тишина. Тишина на сцене, ни шороха в зале. Чуть потрескивают прожектора, подрагивает луч света.
Сейчас на сцене не Зина Руднева, не актриса, а та гордая, решительная Наташа, которая в тюрьме ждёт, что вот с грохотом распахнётся дверь, она гордо выпрямится и, высоко подняв голову, пойдёт на казнь...
И ещё не сразу после того, как в зале раздастся взрыв аплодисментов, Зина Руднева становится сама собой; ещё и дома долго думает она о сцене, проверяет жесты, вспоминает и оценивает нотки в голосе, ибо с каждым выходом на сцену хочется вести роль ещё лучше, чем в последний раз, точнее, совершеннее, правдивее.
А завтра уже играть новую, может быть, не ведущую роль Наташи в «Юности отцов» Б. Горбатова, а Женю - практикантку из пьесы К. Симонова «Парень из нашего города»; может быть, совсем крохотную, эпизодическую роль актрисы в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, - всё равно сегодня уже надо готовиться, чтобы и эту несложную роль, всего в две фразы, сыграть с блеском, провести интересно и чуть тоньше, понятнее для себя, ибо актриса Руднева уверена, что, сколько бы ни играл актёр, он с каждым разом может всё больше и лучше раскрыть образ своего героя.
Вечером спектакль, утром репетиция новой пьесы, днём занятие драмкружка на заводе, где Руднева руководит самодеятельностью, и так день за днём.
Поздно вечером Зина возвращается домой. Стол, стул, кровать да старинное бюро - вот вся обстановка скромной комнатки. Большая библиотека. Книги по самым различным вопросам, начиная от медицины, географии, военной истории и кончая технологией золотопромышленного дела (сейчас театр ставит пьесу из жизни старателей на золотых приисках, и подобная литература необходима). На бюро разложены тома Сочинений Ленина и Сталина, тетради конспектов. Зина - студентка и староста второго курса вечернего университета марксизма-ленинизма.
Решение стать актрисой созрело, когда ещё Зина была школьницей, членом комитета комсомола, пионервожатой. Отсюда пришла её любовь к будущей профессии. Она отразилась в её характере: собранней стала жизнь, потребовалось множество новых знаний, нужно было готовиться к конкурсу в театральное училище. Молодая актриса Московского театра имени Ленинского комсомола осталась такой же скромной, серьёзной, работоспособной, как и тогда, когда она готовилась к исполнению своих первых ролей.
Для неё нет другого пути в жизни, в театре её вдохновение, творчество, дерзание.
И в маленькой комнате, где живёт Зина Руднева, долго по вечерам слышат соседи, как «их Зина» десятки раз повторяет одну и ту же фразу, много раз, пока не появится, как ей кажется, нужная интонация.
Чем-то на следующей премьере нас обрадует Зина?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.