Это было в январе 1942 года. Красная Армия отбросила немецкие полчища от Москвы. Но линия фронта проходила ещё совсем близко от сердца России. Город Смоленск и Смоленская область были заняты немцами. Десять минут полёта на транспортном самолёте - и уже линия фронта, а за ней тыл врага.
Семенкова вызвал к себе генерал, заместитель командующего воздушными силами Западного фронта.
- Мы поручаем вам выполнить большую и ответственную задачу. Сегодня ночью вы должны над Смоленском и Рославлем сбросить газету «Правда» с докладом товарища Сталина. Учтите: имеются сведения, что в Смоленске ставка Гитлера и, следовательно, город сильно охраняется.
- Есть аэростаты над Смоленском? - спросил Семенков.
- Это нам неизвестно, - ответил генерал. - Слушайте дальше. Попутно в верховье Днепра, место вам будет точно указано, надо сбросить с парашютами пять разведчиков. Ну, желаю вам удачи. Советов не даю, вы отличались при полётах в блокированный Ленинград. Уверен, что это задание вы выполните.
- Выполню! - заверил Семенков.
Генерал пожал Семенкову руку и любовно проводил глазами до двери его высокую, статную фигуру.
Опыт полётов в тыл врага был ещё очень мал. До этого времени Семенков летал только два раза к окружённым частям Красной Армии. Летали в тыл врага ещё несколько лётчиков, но с ними Семенков не был связан. Поэтому приходилось решать и обдумывать всё самому.
Семенков собрал все данные о маршруте, узнал точно место, где надо сбросить разведчиков, и подготовил экипаж. Бортмехаником летел комиссар эскадрильи Булкин, вторым пилотом - Скрыльников.
С наступлением темноты Семенков пришёл на аэродром. Машину уже загрузили стопками газет. Каждая стопка была обвязана бечёвочкой. Скрыльников и Булкин надрезали эти бечёвки. Увидев Семенкова, Булкин объяснил:
- Так будет лучше. Газеты легко разлетятся, когда их сбросим.
Семенков взял одну газету и развернул её. Знакомый, дорогой портрет вождя! И крупным шрифтом напечатана его речь, произнесённая 6 ноября 1941 года.
К самолёту пришёл командир группы и с ним пять человек, одетых в штатское. Среди них одна женщина. У каждого за плечами парашют, в руках небольшие чемоданчики.
- Вот твои пассажиры, - сказал командир группы. - Место, где их сбрасывать, тебе точно указано. Ну, что же, можно вылетать!
Как и вся Москва, аэродром затемнён. Лишь в конце взлётной дорожки мелькал фонарик, показывающий старт.
Самолёт поднялся в воздух и, не делая прощальных кругов, пошёл на запад. Семенков твёрдо решил весь путь лететь бреющим полётом. Полёт проводится ночью, а ночью с высоты землю не увидишь и не будешь знать, где идёшь. Лететь вслепую по заранее взятому курсу немыслимо. Разве в таком случае можно сбросить разведчиков в точно указанное место? Чтоб ориентироваться, надо видеть землю. А это возможно только с бреющего полёта.
Уже при полётах в Ленинград Семенков убедился, что на низкой высоте самолёт неуязвим для истребителей. При полёте в тыл врага была ещё одна серьёзная опасность. На земле, занятой врагом, были расставлены зенитные орудия. Однако нетрудно было догадаться, что зенитки безопасны самолёту, который летит на высоте пятьдесят - сто метров. Наклон зенитного, ствола - тридцать пять - сорок градусов, и снаряды летят в высоту на тысячу, две тысячи метров. Правда, на низкой высоте самолёт можно сбить из мелкокалиберной пушки и даже из винтовки. Да, можно. Но самолёт пролетает внезапно. Поди, возьми винтовку да нацелься, а его уже и след простыл. Ведь за одну минуту он пролетит четыре километра! Вот если ждут самолёт, подстерегают, тогда могут сбить.
Позже, когда начались массовые полёты в тыл врага и немцы сторожили наши самолёты, пришлось менять тактику: там, где скопление войск и много зениток, проходили высотой. Но пока пилоты, летавшие за линию фронта, считали бреющий полёт самым безопасным. Так думал Семенков и так летел теперь.
Ночь ясная, лунная. Внизу видны поля, леса, деревни. Семенков очень хорошо ориентировался: до войны он много раз здесь пролетал.
До самой линии фронта на земле не промелькнул ни один огонёк. Да и самую линию он едва заметил по поднимающимся в небо ракетам. Он выбрал для перелёта наиболее спокойный участок фронта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседа с народным артистом РСФСР, лауреатом Сталинской премии И. Ильинским