Первый большой объемно-мультипликационный фильм
Фантастический роман «Путешествие Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта принадлежит к числу любимейших книг человечества. И советская кинематография в поисках значительного сюжета остановила свое внимание именно на «Гулливере».
Заимствовав внешнюю канву приключений свифтовского героя в Лилипутии, сценаристы Г. Рошаль и А. Птушко построили на ней совершенно новый, самостоятельный сюжет. Особый интерес фильма в том, что он является не игровым с участием актеров, а снимается по методу объемной мультипликации.
Фильм такого рода - большая редкость не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Наши зрители почти не знают своеобразного искусства объемной мультипликации, где действующие лица не нарисованы, а сделаны в виде кукол. В «Новом Гулливере» наряду с куклами участвуют и живые люди - советские пионеры.
«Новый Гулливер» снимается сейчас на мультипликационной фабрике Московского кинокомбината.
Действие его начинается в Крыму, в пионерском лагере «Артек». Юный осводовец, пионер Петя, читая роман Д. Свифта, мысленно переживает приключения Гулливера, ставя себя на его место. Незаметно Петя засыпает. Ему снится буря на море. На пиратском корабле Петя - Гулливер заступается за поваренка и геройски дерется с пиратами. Корабль взрывается, и волны выбрасывают Петю на берег Лилипутии. Король и парламент этой страны долго раздумывают, что им сделать с огромным великаном, которого им принесла морская волна: убить или использовать его как рабочую силу? Но что, если этот титан станет на сторону рабочих, загнанных в Лилипутии под землю, в мрачные пещерные города? Заводы в Лилипутии, оборудованные по последнему слову техники, находятся глубоко под землей. Пете дают большую порцию сонного порошка, связывают и перевозят в столицу. Во сне Пети причудливо перемешиваются средневековье и современная техника и Лилипутии, которую он наблюдает, наделена карикатурными чертами современного капиталистического государства и буржуазного общества.
Но вот спокойствие в Лилипутии нарушается. Рабочие вырываются наверх, на улицы города, начинается восстание. К ним присоединяется Петя - Гулливер и уводит королевский флот, обстреливавший повстанцев с моря. Рабочие торжествуют победу, и Петя, объявляя открытым митинг в свободной стране Лилипутии... просыпается среди товарищей на берегу Черного моря. К пионерским песням, распеваемым и «Артеке», он прибавляет новые куплеты из песен рабочих, слышанных им во сне.
Сама работа по постановке «Нового Гулливера» чрезвычайно увлекательна, необычна и вместе с тем трудна. Мы расскажем о некоторых «секретах» мультипликационной съемки, представляющих несомненный интерес.
В «Новом Гулливере» - картине, изобилующей массовыми сценами (перевозка Пети - Гулливера с берега в столицу Лилипутии, парад войск, восстание, и т. д.) - участвует около тысячи кукол. Все эти куклы сделаны на механических каркасах с шариковыми шарнирами, позволяющими режиссеру добиваться любых положений, производя необходимые по ходу действия движения. Кроме того, в фильме участвуют и скульптурные куклы, изготовленные из пластмассы. Во время съемки все движения кукол: нужное положение головы, рук, туловища и т. д. - делаются художниками в перерывах между кадрами.
Почти все куклы и особенно главные персонажи: король, шеф полиции, министры, придворные, вожаки рабочих и др. - наделены индивидуальными чертами, имеют свой характерный облик и обладают выразительной мимикой.
В запасе у режиссера А. Птушко имеется целая серия «масок - эмоций», которыми он орудует для выражения различных переживаний героев и рядовых участников его фильма. Для главных персонажей заготовлен значительно больший выбор «масок - эмоций» чем для второстепенных, например, у короля Лилипутии имеется до 10 эмоций. Сюда входят воодушевление, радость, любовь, нежность, гнев, ненависть, злость, возмущение, притворство, и т. п.
Снимая главных персонажей крупным планом, режиссер варьирует «маски - эмоции» и добивается нужного эффекта. Участники массовок, снимаемые общим планом издалека, лишены «эмоций» и имеют стандартную, неизменяемую маску.
Итак, в «Новом Гулливере» куклы ходят, бегают, прыгают, маршируют, разговаривают, поют, играют на различных инструментах, заседают в парламенте, работают на заводах, в горах, и т. п.
Как же все это снимается? Как на экране получается полное впечатление «взаправдашности» всего происходящего?
Технические возможности советской кинематографии за последние годы выросли и вполне позволяют режиссеру, художнику и оператору поставить большой объемно - мультипликационный фильм с участием почти тысячи кукол. Съемка фильма требует кропотливой и тщательной работы режиссера и оператора. Легче всего снимать сцены, где участвуют одно или два лица. Оператор поворачивает один раз ручку - и аппарат снимает одно определенное движение куклы. После этого помощник режиссера переставляет куклу в положение следующего движения - и оператор вновь снимает его. Таким путем по одному кадру, запечатлевающему каждый одно движение, и снимается мультипликационный фильм. В этом, собственно, и заключается принцип мультипликационной съемки. При проекции на экран зритель в непрерывном движении ленты видит последовательные, продолжающие одно другое движения куклы.
Часто для съемки какого - либо жеста или движения куклы оператор должен произвести, в зависимости от их сложности, от 50 до 100 поворотов ручки киноаппарата.
Съемка эпизодов с большим количеством кукол производится точно таким же способом: путем изменения позы у каждой куклы. Гораздо труднее и без того кропотливые съемки кукол сочетать со съемками живого человека, в данном случае Пети - Гулливера. Здесь на помощь приходит метод комбинированной съемки, когда перед аппаратом живой человек подменяется большой куклой - точной его копией. Сперва снимают общие планы с участием большой куклы, затем ее убирают и крупно снимают уже живой персонаж. В нужных случаях здесь пользуются и методом транспортной съемки, заранее снимая на пленку необходимый фон. Потом на эту же пленку по особому способу доснимаются необходимые детали, декорации, действующие лица, и т. д.
В «Новом Гулливере» очень широко применяется также трюковая съемка: куклы выпрыгивают из окна, король бросается с башни, и т. д. Куклы послушны руке режиссера, дергающего их за невидимые нитки, как марионетки.
Вообще при съемке «Нового Гулливера» применяются все новейшие достижения мировой кинематографии.
Звук для «Нового Гулливера» снимается на пленку одновременно с изображением говорящего человека (синхронная съемка). Режиссер и оператор одновременно с движениями рта говорящего человека «делают» движения рта кукол и сопутствующие им жесты. Фонограмма ранее заснятого звука затем впечатывается на пленку в соответствующие кадры.
Над съемками этой большой и сложной художественной мультипликационной картины работает коллектив больших мастеров этого Дела во главе с режиссером - художником А. Птушко. Снимают картину оператор Н. Ренков и звукооператор Коробов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Путешествия Михаила Розенфельда