Майя Плисецкая

Р Смонов| опубликовано в номере №485, август 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодая артистка Майя Плисецкая выступила на сцене Большого театра Союза ССР в балете Чайковского «Лебединое озеро». Этот прекрасный балет очень труден для исполнительницы главной роли. Но для меня не явилось неожиданностью, что Майя Плисецкая блестяще с нею справилась.

Я обратил внимание на дарование этой талантливой молодой танцовщицы ещё лет семь назад, на одном из школьных спектаклей учащихся Хореографического училища при Большом театре. Четырнадцатилетняя Плисецкая выступила в главной роли в балете «Пахита». Уже тогда она обнаружила незаурядные способности лирической танцовщицы.

Во время войны, в 1943 году, Майя Плисецкая окончила школу и стала артисткой Большого театра. Сольные партии, исполненные ею, привлекли внимание театральной общественности. Дом актёра устроил творческий вечер молодых дарований. Я помню выступление Плисецкой на этом вечере. В её исполнении было много свежего, оригинального; видно было, что талант её окреп.

Я люблю балетное искусство и практически с ним соприкасаюсь: как режиссёр, поставивший три спектакля в Большом театре, и как педагог актёрского мастерства в выпускном классе Хореографического училища Большого театра, где я преподавал в 1944 - 1945 годах. Я охотно откликнулся на просьбу Майи Плисецкой поработать с ней над драматической отделкой новых ролей, которые она готовила: роли Раймонды в балете Глазунова, а затем роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского.

Артистка с безупречной серьёзностью относится к своему искусству. Это не танцовщица, стремящаяся блеснуть техническим совершенством. Отнюдь нет. Она сознательно расширяет рамки танцевального мастерства, осмысливает своё искусство, наполняет свои танцы тонкой музыкальностью и драматической выразительностью. Для этого молодая артистка очень много работает над собой - не только над развитием техники, но и над расширением кругозора, изучает теорию искусства, историю и литературу, основы философии. Я очень рад был узнать, что комсомолка Майя Плисецкая - студентка вечернего университета марксизма-ленинизма.

Именно в этой большой и упорной работе над собой молодой советской артистки основа её очень радостного роста.

Уже в роли Раймонды Майя Плисецкая обнаружила себя первоклассной балериной. Упорным трудом она выработала блестящее техническое мастерство. Однако это мастерство совершенно не бросается в глаза, его как бы и не замечаешь. Ибо Майя Плисецкая - отнюдь не концертантка в костюме. Она артистка, и обаяние её танца именно в большой артистичности. Все оттенки разнообразных чувств, которыми так богата музыка Глазунова в балете «Раймонда», она с большой выразительностью и душевностью воплощает в своих танцах.

Сочетание хореографического образа и тонкой музыкальности проявилось в исполнении Майи Плисецкой, когда она выступила в той сказочной драме, которая разыгрывается на лебедином озере в прекрасном балете Чайковского.

В трёх актах «Лебединого озера», в которых выступает балерина, три разных драматических положения и по существу три разных образа, которые должна создать артистка: зачарованная девушка, превращенная злым гением в лебедя, коварная, обольстительная Одиллия и, наконец, нежная целомудренная девушка Одетта, освобождённая от злых чар. Каждый из этих образов создан Майей Плисецкой оригинально, вдумчиво, талантливо. Для каждого из них она нашла свои особые краски. Здесь балетные традиции свежо и по-новому выражены современной молодой советской балериной.

Про исполнение Майи Плисецкой в «Лебедином озере» нельзя сказать отдельно: «Она хорошо танцует» или «Она хорошо играет».

Её исполнение - полное слияние хореографии, музыки и драматической игры. Она никого не копирует. У неё свой собственный артистический почерк. Она создаёт собственный, оригинальный образ. С большим искусством Майя Плисецкая использует на сцене свои природные данные: своеобразные линии её танцевальных движений радуют необычностью и красотой, большой шаг, стремительный и высокий прыжок, пластичность, выразительность рук.

Природные данные, талант и труд приводят Майю Плисецкую к большим и хорошим достижениям в советском хореографическом искусстве. Артистка продолжает упорно трудиться над совершенствованием своего мастерства. Хочется увидеть её в новом современном балете, в котором бы она создала образ героической советской девушки.

Этот беглый очерк о талантливой балерине написан под впечатлением виденных мною молодых исполнителей - ряд молодых дарований появился на советской сцене - в искусстве драмы, оперы, балета. Моё поколение актёров и режиссёров с пытливым и вдумчивым вниманием относится к новому, растущему поколению, призванному заменять уходящих со сцены актёров и актрис. Майя Плисецкая - достойная смена старшим талантливым представительницам советского балетного искусства. Пожелаем ей счастливого пути в искусстве, а вместе с ней и всей нашей чудесной советской театральной молодёжи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены