Слова «железнодорожный вагон» всегда связываются с представлением о постоянном движении. А между тем в действительности вагоны большую часть своей «жизни» стоят на месте. Даже в лучшем случае вагон движется только в течение 25 процентов всего времени его эксплуатации. Если ещё учесть, что паровоз полезно использует лишь в - 7 процентов сжигаемого топлива, то станут понятными громадные и трудные задачи, стоящие перед работниками нашего железнодорожного транспорта. Повышение коэффициента полезного действия паровоза только на один процент равносильно сбережению сотен тысяч тонн высококалорийного топлива.
В 1950 году, по пятилетнему плану, железнодорожный вагон при дальности пробега в 690 километров будет возвращаться на место через 7 суток. Оборот вагона в 7 суток вместо 10,9 суток в 1945 году даст железнодорожному транспорту дополнительно огромное количество вагонов для погрузки.
На помощь работникам железнодорожного транспорта приходят все средства науки и техники. За всю вторую пятилетку железные дороги СССР были снабжены 5960 локомотивами. А за период с 1946 по 1950 год они получат 6165 паровозов, 555 электровозов и 865 тепловозов.
Тепловоз, в котором рабочей машиной является двигатель внутреннего сгорания, обладает коэффициентом полезного действия в 4 раза выше, чем у паровоза. Наша страна-родина тепловоза. Благодаря поддержке, оказанной В. И. Лениным конструкторам этих машин, были выпушены отличные советские тепловозы. Это незаменимый транспорт для пустынь, степей, районов вечной мерзлоты, где мало или совсем нет воды и горючего. Тепловоз несет с собою запас, нужный для пробега 2 тысяч километров, без заправок водой и горючим.
Дальнейшее усовершенствование тепловозов предусматривает перевод их двигателей с жидкого топлива на газообразное. Газовая турбина на тепловозе сделает его ещё более скоростным и автономным видом транспорта.
Электрификация транспорта особенно заманчива в районах крупных гидроэлектростанций: здесь железная дорога получает «бесплатную» энергию воды. В пятилетие 1946 - 1950 годов на электрическую тягу перейдут самые загружённые магистрали Урала, Закавказья, Сибири, многие пригородные участки у крупных городов. Электрифицируется всё двухпутное направление Кузбасс - Новосибирск - Омск - Челябинск-Уфа. Длина этой грандиозной электрифицированной магистрали - 2300 километров.
В течение четвёртой пятилетки будет электрифицировано 5325 километров железных дорог. В 1940 году общая протяжённость электрифицированных дорог была 2 тысячи километров.
По плану, за пять лет у нас будет проложено 7230 километров новых железнодорожных линий. Железная дорога Моинты-Чу сократит расстояние между Алма-Атой и Карагандой на 2 тысячи километров. Южно-Сибирская магистраль, начинающаяся в Тайшете и кончающаяся в районе Куйбышева, пересечёт ряд республик, краёв и областей. Общая площадь районов, тяготеющих к этой дороге, превышает 600 тысяч квадратных километров. Длила Южно-Сибирской магистрали - около 4 тысяч километров.
Колоссальные задачи заключаются и в восстановлении разрушенного и повреждённого немцами. За пятилетку нужно восстановить и построить 1800 больших и средних железнодорожных мостов» 1500 вокзалов.
СССР - великая железнодорожная держава. Развитие этого вида транспорта у нас идёт широким путём, невозможным в капиталистических странах. В США, например, даже электрификация железнодорожного транспорта оказалась стиснутой между враждующими «паровозниками» и владельцами электростанций. Роскошные вагоны, поезда – «люкс» - там существуют лишь для избранного меньшинства. У нас предусмотрен выпуск доступных для всех пассажиров великолепных вагонов с искусственным климатом, в которых прохладно летом и тепло зимой. Вагоны будут больше, удобней. Их купе рассчитываются уже не на четырёх, а на двух человек.
Огромное внимание уделяется безопасности движения на железных дорогах. Новая система кодовой автоблокировки, автостопы, останавливающие поезд, если он проходит закрытый сигнал, диспетчерская сигнализация и радиосвязь - эти средства обеспечат полную безаварийность на железных дорогах Союза. Ультракороткие радиоволны, в частности, дают великолепный способ связи машиниста идущего поезда со станциями, с машинистами других поездов, двигающихся тем же путём.
В 1913 году протяжение сети железных дорог в нашей стране было 58,5 тысячи километров. В 1940 году, благодаря сталинским пятилеткам, оно достигло 106 тысяч километров. Рост сети стальных магистралей не прерывался даже во время войны, когда было закончено сооружение ряда важных участков железнодорожных путей. В это пятилетие строительство железных дорог пойдёт невиданными до сих пор темпами.
До 1951 года в нашей стране будет выстроено и сдано в эксплуатацию 84,4 миллиона квадратных метров новой и восстановленной жилой площади. С помощью государственного кредита, кроме того, средствами колхозов и колхозников в сёлах будет построено и восстановлено 3400 тысяч домов.
В год должно вводиться в эксплуатацию примерно 14 миллионов квадратных метров новой площади.
Чтобы осуществить этот грандиозный план строительства, нужно строить при помощи новых методов и новых материалов. Теперь появилось множество новых строительных материалов: дешёвых, имеющихся всюду, позволяющих вести постройку особенно быстро. Из гипса, обработанного особым способом, можно делать надёжные плиты, доски, блоки, из которых сооружаются большие дома. В Средней Азии для лёгкого типа домов в качестве строительных материалов идут шелуха риса, отбросы хлопка, тростник. Новая техника позволяет из этих как будто совсем не строительных материалов получать отличные плиты для полов и стен. Вблизи больших заводов всегда много шлака. И он сейчас очень широко применяется в строительстве.
Стекло обычно кажется нам хрупким, ненадёжным. Но, изменив химический состав стекла и способ его обработки теплом, можно получить стеклянные кирпичи, которые нельзя разбить тяжёлым молотом. Эти кирпичи могут быть совершенно непрозрачными. А чтобы они лучше сохраняли тепло в доме, в стекле делается воздушная прослойка.
Размах строительства требует новых способов изготовления материалов. Инженер А. Мелия сконструировал пресс для сухого прессования пятистенного пустотелого кирпича. Лучшие заграничные прессы в год дают 6 миллионов кирпичей, а пресс инженера Мелия - 24 миллиона. За одни сутки такой пресс выпускает столько кирпичей, что из них можно построить шесть коттеджей, каждый площадью в 120 квадратных метров. Сейчас разрабатывается конструкция ещё более производительного пресса Мелия - на 10 тысяч кирпичей в час. Серийный выпуск подобных прессов окажет большую помощь строительству.
Поточно-скоростной способ строительства домов, применяемый в Магнитогорске, дал блестящие результаты. Этот способ, основой которого служат тщательная подготовка работ, оснащение строительной площадки специальными механизмами и рациональное распределение обязанностей каждого рабочего, постепенно проникает и на другие стройки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.