30 лет назад В. И. Ленин написал свое знаменитое письмо «Советы постороннего», в котором требовал выделить для участия во всех операциях Октябрьского вооружённого восстания самые решительные элементы. К их числу великий вождь причислил, помимо «ударников» и лучших матросов, рабочую молодёжь.
И эта молодёжь, как известно, оправдала доверие великого Ленина, партии большевиков.
Славные традиции революционной молодёжи - участников Октябрьского штурма - свито хранит современное поколение советских молодых людей - юношей и девушек, не жалеющих труда и жизни для своей родной отчизны, достойные наследники завоеваний Октября.
Новым замечательным проявлением творческого патриотизма советской молодёжи в наши дни, дни борьбы за досрочное выполнение послевоенной сталинской пятилетки, является развернувшееся по всей стране молодёжное соревнование за достойную встречу 30-летия Октября.
Запевалами этого движения явились молодые тракторостроители Уральского Кировского завода, Используя неисчислимые внутренний резервы, повышающие производительность труда, молодые кировцы обязались не только выполнить годовой план к 7 ноября, но помимо того построить своими силами к знаменательному дню комсомольскую тракторную колонну «Кировец» из 30 мощных тракторов.
А всего молодые кировцы обязались дать в текущем году сверх плана 100 мощных тракторов в подарок любимой Родине.
С энтузиазмом подкрепляют делами свои обязательства кировцы. Уже в первой половине сентября они телеграфировали в ЦК ВЛКСМ о том, что ими выпущен семнадцатый трактор «С-80» в счёт обязательств комсомольской организации.
О размахе предоктябрьского соревнования на Кировском заводе можно судить хотя бы по таким фактам, что здесь соревнуется 768 молодёжных бригад, в которых сострит 7327 молодых рабочих.
Придавая важное значение начинанию комсомольцев и молодёжи Кировского завода, ЦК ВЛКСМ одобрил их инициативу и обязал все комсомольские организации промышленности и транспорта поддержать и широко распространить этот почин, мобилизовать комсомольцев и молодежь на изготовление сверхплановой продукции к 7 ноября в подарок матери-Родине. Как и следовало ожидать, инициатива кировцев сразу же нашла широкую поддержку рабочей молодёжи, чья пытливая молодая мысль неустанно ищет всё новые и новые возможности для досрочного выполнения плана сталинской пятилетки.
Центральная печать полна сообщений о производственных успехах молодёжи в предоктябрьском соревновании. Так, например, молодые паровозостроители Коломенского завода имени Куйбышева построили своими силами локомотив и намерены к празднику 7 ноября изготовить ещё один локомотив сверх плана. Молодые турбиностроители Ленинградского завода имени Сталина взялись сделать сверх плана мощную турбину в 50 тысяч киловатт. Рабочая молодёжь скороходовского завода обязалась дать к празднику дополнительно 100 тысяч пар обуви. 58 тысяч тонн нефти решили дать к Октябрю сверх плана молодые нефтяники Азербайджана. Подобных примеров тысячи и тысячи. Все они свидетельствуют о том, что наша молодёжь направляет все думы и помыслы на то, чтобы возвеличить славу своей страны, чтобы своим трудом внести новый вклад в осуществление пятилетнего плана великих работ.
Среди многих замечательных фактов проявления творческой инициативы нашей рабочей молодёжи выделяется трудовой подвиг молодёжной бригады шлифовальщиц Анны Кузнецовой на Московском заводе малолитражных автомобилей. Люди этой бригады прославились на всю страну как герои сталинской пятилетки. Их смелая творческая мысль нашла пути к тому, чтобы уже сегодня освоить проектные нормы выработки, предусмотренные пятилетним планом для 1950 года. Анна Кузнецова и её бригада достигли такой высокой производительности труда увеличением скорости резания, улучшением и изменением технологии обработки деталей. Бригаде Кузнецовой, втрое поднявшей производительность труда, не понадобилось ни дополнительного оборудования, ни дополнительной рабочей силы.
По призыву ЦК ВЛКСМ и министра автомобильной промышленности, одобривших почин Анны Кузнецовой и её бригады, среди рабочей молодёжи началось широкое движение за досрочное освоение проектных норм выработки. Это движение несёт богатые возможности для досрочного выполнения пятилетки.
Вслед за почином бригады Кузнецовой, с Горьковского автозавода имени Молотова сообщают, что здесь кузнецы первого класса Елизар Куратов и Андрей Загорный достигли производительности труда, запланированной для 1950 года. Комсомольско-молодёжная бригада Насти Анощенковой, того же завода, работающая на участке поршневых колец, уже перешагнула нормы выработки 1950 года. Каждый из 11 членов этой бригады вырабатывает за смену по 3200 поршневых колец вместо 2500, установленных для текущего года, и 3120 колец - для 1950 года.
Так знаменательно перекликается ленинская оценка героизма рабочей молодёжи в 1917 году с её героическими делами на фронте труда в 1947 году. Этот героизм и дерзание воспитывают у советской молодёжи наша могучая большевистская партия и её верный помощник - ленинско-сталинский комсомол.
Пусть же множатся производственные подарки молодёжи города и деревни ко дню славного юбилея советского государства!
В 1927 году английский промышленник Лесли Уркварт, бывший владелец медных заводов на Урале, так просил разрешения на разработку месторождений меди:
«Не дадите ли мне возможность поковыряться в Киргизской степи около Балхаша и дальше? Раньше чем через пятьдесят, а может быть, и сто лет, вы этими местами всё равно не займётесь, а я поищу и, может быть, что-нибудь найду».
Ковыряться в советской земле Уркварту не разрешили. А уже через год советские геологи нашли около Балхаша крупнейшее месторождение меди, где и возник мощный Балхашский медеплавильный завод.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.