- И пришлось снова чуть не сутки митинговать, чтобы растолковать, как и что власть хочет сделать для алтайцев. Шаман, присутствовавший на беседе, шепотом передавал алтайцам:
- Знаете меня старого Санавая, Санавая, у которого рубцы на спине? Такими же словами и подарками угощал меня абаз. Не хотел Санавай креститься, велел абаз казакам бить Санавая. Лежал полумертвым Санавай.
Еще два дня вел беседу в этом аиле, но, уезжая, видел, что алтайцы больше верят шаману.
Костя, на секунду остановившись, засвистал песенку. Мне было тяжело. «И чему радуется человек, плакать надо, а не свистать победную песенку». Как бы протестуя против Костиной песни, я со вздохом пробурчал:
- Да, шаманы в Алтае еще большая сила.
- Сила - то сила, но не так страшен черт, как его малюют. С этой весны я езжу с ящиком, на котором надо написать «Мор для шаманов». Верчу, кручу, картинки показываю. В одном урочище после сеанса, подошел шаман и спросил:
- Можно пощупать?
И осторожно дотронувшись до кино - аппарата и экрана, после говорил алтайцам:
- Много шаманов, но он самый большой.
Для остальных алтайцев еще чуднее и фантастичнее казалось кино, рождающее живых людей, которые ходят, спят, ездят на лошадях и даже курят трубки. Часто во время перерыва спрашивают:
- А говорить можно, не испугаются живые люди?
Вот только с фильмами дело дрянь; есть две картины; первая «На крыльях в высь», а вторая комическая заграничной постановки. Первую плохо понимают, а над второй - никто не смеется. Они по - своему воспринимают кино. Для них все картины будут чудом из чудес.
- Ни во сне, ни в сказках, ни в шаманьих песнях такого не видели, - говорят после сеанса.
В одном урочище старуха просидела два сеанса с закрытыми глазами, и на Костин вопрос;
«Почему не смотришь картину»?
Ответила:
- Маленько испугалась.
Просмотрев по нескольку раз одну и ту же картину, многие не удовлетворялись и ехали за мной в другое урочище, а затем в третье. Часто уезжали на 200 - 300 верст.
В рассказах о скитаниях по алтайским дебрях прошел наш короткий путь. Не мог Костя за часы передать того, что он видел за годы скитания, а я еще меньше смогу написать на листочке эту большую повесть о человеке, победившем шаманов. Только я знаю, что Костя пишет дневник, и этот дневник должен стать документом эпохи.
На прощанье дали друг другу слово, что на следующий год ранней весной поедем по самым урочищам Алтая. На прощанье вдогонку я, шутя, крикнул:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.