- А моя быстрее ваших обеих!
Шум поднимается все больше. Наконец, решают проверить на деле - чья лошадь быстрее. Почти все гости вскакивают на своих лошадей и выстраиваются в одну шеренгу. Начинается «аламан - байго». Иначе говоря - скачки.
Знак подан, и вся шеренга бросается вперед. Во весь опор скачут всадники, стремясь обогнать соседей, первым достигнуть цели, повернуть обратно и первым же вернуться к старту. Все меньше и меньше лошадей остается впереди.
Вот осталось только две. Точно вихрь мчатся вперед. Все ближе и ближе к цели... Один всадник с оскаленными зубами хлестнул изо всей силы плеткой по крупу своего коня. Тот рванулся и вынес хозяина вперед. Победа обеспечена. Еще минута и он уже достиг цели. При восторженных криках толпы он провозглашается победителем.
Но страсти разгорелись. Через некоторое время победитель, самодовольно гарцуя на своем коне, во всеуслышанье заявляет, что ничья лошадь не сравнится с его скакуном и приглашает всех гостей помериться силами. Гости, разгоряченные скачкой, охотно соглашаются и через несколько минут начинается вторая разновидность «байго» - скачки - погоня.
Нашему победителю дают отъехать на несколько метров вперед, и затем вся группа бросается за ним в погоню. Бешено мчатся кони. Передний скакун, прижав уши, режет пространство словно пуля. Постепенно преследователи начинают отставать все больше и больше. Скакун снова выходит победителем.
Но самая азартная игра у киргиз - это «уллак». Она не только самая азартная, но и самая опасная. Нередко она кончается смертными случаями, а увечье - обычное явление в этой игре.
Заключается игра в следующем. Устроитель праздника режет теленка, потрошит его и, выпотрошив, накрепко зашивает кожей. Покончив с этим, хозяин с размаху бросает теленка в самую гущу всадников, ожидающих этого момента. И тут начинается свалка... Каждый из всадников, всеми способами: силой, хитростью, быстротой, стремится завладеть теленком и доставить его в условленное место.
Страсти раскаляются. Не только люди, - лошади приходят в азарт, начинают бить копытом и кусать каждого, попавшего им под ноги. Идет буквальный бой за обладание теленком. Не удивительно, что кто - нибудь в конце игры остается с проломленной головой или перебитой ногой...
Национальные праздники у бурят протекают в весьма торжественной обстановке. Происходят они обыкновенно летом. На время праздника вся деревня отправляется в поле и устраивается там лагерем. Среди этого обширного лагеря тут и там дымят костры.
И вот наступает торжественная часть. Все буряты рассаживаются, и начинается поедание мяса, запивание его квашеным молоком и самогоном. Наедаются плотно и основательно. После торжественной части идут состязания.
Двое молодых крепких бурят уже заняли позиции друг против друга, а вокруг них плотной стеной столпились зрители. Начинается борьба. Заключается она в том что каждый из борцов должен заставить своего противника коснуться земли какою - либо частью тела, кроме ступней.
Здесь идет борьба на стойкость, устойчивость фигуры.
Под крики зрителей борцы схватились друг с другом. Надо ухитриться таким образом, чтобы заставить согнуться или совсем свалиться своего противника и вместе с тем сохранить свою устойчивость и не свалиться вместе с противником на землю.
Эта борьба, как и французская, имеет ряд запрещенных приемов. Например, строго запрещается - мазать свое тело мазями, чтобы оно не становилось скользким, или зажимать дыхательные пути противника.
Наконец, после всех игр устраивают скачки на лошадях.
Чрезвычайно характерен чисто практический подход бурят к этим скачкам. Лошадь, пришедшую первой, каждый из бурят старается приобрести у хозяина, за ценой не стоят, лишь бы получить в собственность скакуна - победителя. Старое и новое.
Но с каждым днем все новые и новые слои населения втягиваются в культурный здоровый спорт, занимаются легкой атлетикой, баскетболом, футболом, теннисом.
Об этом в другом очерке.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.