«Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тони стали», - сказал товарищ Сталин.
Особое значение чёрной металлургии объясняется тем, что производство металлов совершенно необходимо для развития любой отрасли промышленности, техники. В. И. Ленин образно назвал железо одним из фундаментов цивилизации. Состояние чёрной металлургии в любой стране определяет темпы и масштабы развития всего народного хозяйства.
В 1940 году производство чугуна в СССР в 4 раза превышало уровень производства итого металла в 1913 году, когда чёрная металлургия России переживала период наивысшего расцвета. Стали в 1940 году у нас было произведено в 4,5 раза больше, чем в 1913 году.
Чтобы добиться таких замечательных результатов, наша чёрная металлургии, конечно, должна была идти «форсированным маршем»: за В - 9 лет она сделала такие успехи в своём развитии, дли достижения которых США в своё время потребовалось 20 лет по чугуну и 13 лет по стали. Германия тот не путь прошла за 23 года по чугуну и за 21 год по стали. Остальные страны мира не проделали ещё этого пути.
Война нанесла тяжёлый урон нашей чёрной металлургии. Но, благодаря мудрым указаниям товарища Сталина, в СССР ещё до войны началось развитие чёрной металлургии далеко на востоке. Пятнадцать лет назад в степях Южного Урала была задута первая домна Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина - красы и гордости нашей промышленности. «Родина и наша славная Красная Армии, - писал товарищ Сталин, - никогда не забудут самоотверженной работы магнитогорцев в деле непрерывного наращения производственных мощностей и снабжения военной промышленности металлом». Для использования кузнецких углей в Сталинске был создан Кузнецкий металлургический завод. В годы войны наша страна уже обладала мошной восточной базой чёрной металлургии.
Закон о новом пятилетием плане предусматривает дальнейшее развитие этой отрасли индустрии. Уже в 1948 году мы по выплавке стали и по производству проката достигнем довоенного уровня. В 1950 году СССР получит 19,5 миллиона тонн чугуна. 25,4 миллиона тонн стали, 17,8 миллиона тонн проката.
Чтобы достигнуть грандиозных цифр, намеченных товарищем Сталиным, - вырабатывать до 50 миллионов тонн чугуна и до 60 миллионов тонн стали ежегодно - нашей промышленности предстоит сделать очень многое. И не только промышленности, но и всем организациям, так или иначе связанным с производством «черных металлов». Цифры итогов первого послевоенного года свидетельствуют о серьёзных успехах. По сравнению с предыдущим годом выплавка чугуна возросла на 12%, стали - на 9%, а производство прокатана 13%.
На пути роста производства чёрной металлургии многое должна сделать советская наука. Применение кислорода в основных процессах черной металлургии имеет колоссальное значение для всего народного хозяйства. Даже перевод только некоторой части металлургических агрегатов на дутьё, обогащенное кислородом, дал бы экономию в миллионы тонн топлива, в миллиарды рублей на капиталовложениях. Но применение кислорода в металлургии - сложная задача, решить которую должны как научно - исследовательские организации. так в предприятия, на опыте изучающие это важнейшее мероприятие.
Современная техника всё шире и шире опирается на стали специальных качеств, выдерживающие повышенное давление, высокие температуры. С каждым годом промышленность требует от чёрной металлургии всё большие количества легированных сталей. И от людей, выпускающих сталь, обладающую новыми качествами, фактически зависит появление новых, более надёжных, лёгких, дешёвых и более производительных машин но многих отраслях народного хозяйства.
Наука должна придти на помощь червой металлургии и для снижения потерь металла на таком как будто коротком пути - от слитка до заготовки. Здесь ведь теряется до 35% от веса слитков! В СССР снижение потерь на пути от слитка до заготовки с 35% до 30% означает экономию миллионов тонн стали, колоссального количества труда и денег.
Наряду со строительством новых предприятий перед советскими металлургами всё ещё стоит задача восстановления того, что разрушили немцы. О том, как идут эти работы, можно судить по тому, что на территории, подвергшейся оккупации, выплавка металлов возросла более чем в 1,5 раза.
После войны у нас восстановлено и введено в действие 22 доменных в 59 мартеновских печей, 39 прокатных станов - всё это героическим трудом советских людей было буквально поднято из руин в районах, где «поработали» лучшие немецкие специалисты по разрушению производственных объектов.
В самом конце 1946 года наши металлурги задули новую домну на Алапаевском заводе. На Макеевском заводе имени Кирова начал работать один из самых мощных блумингов нашей страны и Европы.
Немцы с особой яростью разрушали Макеевский завод, зная уже, что их впереди ждёт только полный и окончательный разгром. Советские люди восстановили то, что немцы считали безнадёжно разрушенным, В работах на Макеевском заводе принимали участие многие заводы СССР, отдельные строительные организации. Па ряде участков цеха блуминга люди не оставляли своей работы круглые сутки. Социалистическое соревнование между отдельными участниками восстановления блуминга Макеевки и бригадами дало замечательный результат. Это соревнование между участниками великой стройки четвертой пятилетки является одним из важнейших залогов того, что план будет выполнен.
Растёт и ширится социалистическое соревнование среди комсомола Магнитки, насчитывающего в своих рядах тысячи человек. Недавние ученики ремесленных училищ комсомольцы тт. Рязанов, Соколов, Хабаров, Металиченко и другие теперь сделались примером для остальных, лучшими сталеварами, мастерами производства.
Вот гордость советской металлургии - московский завод «Серп и молот». Здесь в своё время впервые в Советском Союзе была решена проблема пержавеющей стали. Много других задач разрешили работники этого завода, известного всей стране. Сейчас более 2 тысяч молодых рабочих завода взяли на себя новые, повышенные обязательства, борясь за досрочное выполнение плана второго года пятилетки. Молодые сталевары обещают задание на 1947 год выполнить к 1 декабря, к этому же сроку дали слово закончить программу формовщики. В первом мартеновском цехе молодёжь завода обещает дать сверх годового задания 2 тысячи тонн качественной стали. Сто пятьдесят молодёжных бригад «Серпа и молота» уже участвуют в соревновании.
Далеко от Москвы, на Крымском полуострове, в Камыш - Буруне, молодые рабочие с не меньшей страстностью борются за успехи чёрной металлургии вашей Родины. Правда, здесь молодёжь работает ещё не в цехах. Старого Камыш - Буруна нет. Здесь на небольшой глубине залегают железные руды в таком количестве, что Камыш - Бурунское месторождение смело может считаться одним из самых мощных в мире. Здесь будут добываться легкоплавкие фосфористые руды. Примесь ванадия придаёт этим рудам особое значение, потому что ванадий превращает сталь в чрезвычайно прочный, износоустойчивый металл, так необходимый для изготовления валов моторов м других ответственных деталей.
В Камыш - Буруне возникает будущая чёрная металлургия юга. Здесь будут построены мощная электростанция, порт. Уже монтируется электростанция, восстанавливается обогатительная фабрика, прокладываются подъездные пути. Комсомольцы - восстановители идут в первых рядах. На стройке работает свыше 450 комсомольцев. Они трудятся в нелёгких условиях, но слана восстановителей замечательного железорудного комбината Камыш - Буруна по праву будет принадлежать им.
Норд - ост завывает в пустых ещё коробках зданий, в уцелевших и монтируемых стальных конструкциях цехов. Электросварщики - комсомолки Тамара Приходько и Вера Кипоть, взобравшись высоко на железную балку, качающуюся на ветру, припаривают детали, при помощи которых эта «вольная» балка скоро снова будет жёстко закреплена и примет на себя немалую нагрузку.
Электрик - комсомолец Фёдор Соколов - специалист по скоростному монтажу трансформаторных киосков. Он монтировал первый трансформаторный киоск на восстанавливаемом комбинате, и сверкающая медь, свежий лак, блестящее стекло приборов, мрамор щитов, открывавшиеся за дверью киоска, так радовали глаз среди хаоса развалин, что на работу Соколова приходили смотреть рабочие со всей стройки, никогда раньше не интересовавшиеся электроустановками.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.