Лесик Северин

И Родин| опубликовано в номере №260, август 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Давайте условимся заранее; мы простим родителям Лесика известную претенциозность в подыскании имени для своего сына. С величайшим художником и ученым эпохи итальянского Ренессанса - Леонардо - да - Винчи, именем которого Лесика назвали при рождении, его ничто пока не роднит. Впрочем, и сам Лесик достаточно неохотно откликается на это пышное, мало ему понятное прозвище... Однако не в этом суть.

Лесик Северин - мальчик незаурядный, необычный даже для нашей современности, привыкшей к выдающимся явлениям вообще в жизни, в области детского развития в частности. Его работами любовались делегаты последнего съезда КП(б)У, в его судьбе принял личное участие П. П. Постышев, о нем знают на выставках в Америке, Японии и Англии, им, наконец, заинтересовалась Всесоюзная академия художеств, приняв Лесика несмотря на его 14 - летний возраст, в число слушателей Академии...

Разумеется, теперь уже нетрудно догадаться: Лесик Северин - художник. Условия для развития художественного таланта у Лесика были самые, что ни на есть, благоприятные. Лесик родился в семье художника, окружавшая его природа располагала к взлету творческой фантазии: он жил у отрогов огромных, величественных гор Тянь - Шаня, покрытых вечным снегом и льдами, он наблюдал бурное движение горных потоков. Его детское воображение волновала загадочная и суровая красота Азии.

С раннего детства Лесик отличался живой натурой. Он жадно и пытливо ловил в своем детском разрыхленном сознании контуры вещей и краски. Его единственными игрушками были карандаш и бумажка. Зажав между пальцами огрызок карандаша, Лесик чертил. Ему грезились фантастические вещи.

Четырех лет Лесик как - то незаметно для родителей, можно сказать, тайно от них, проник в глубины азбучной премудрости.

Лесик стал грамотным, властно заявляя свои права на учение. Он теребил своего старшего брата, требуя, чтобы и его брали в школу, где учитель так увлекательно рассказывал ребятам всякие чудеса из жизни природы, из жизни животных, тех самых животных, которых так любил Лесик.

Лесика стали брать в школу. Сидя подле брата, Лесик слушал. Свои впечатления он заносил затем на бумагу языком графического рисунка. Взрослых поражали не по - детски четкая линия рисунка и предельно выразительно схваченный контур изображаемого предмета.

Вскоре родители Лесика переехали на Украину, в Харьков. Здесь способности юного художника стали развиваться с еще большей силой. Посещение зоопарка вдохновляет мальчика на серьезные композиционные работы. Альбомы Лесика запестрели новыми сюжетами. Он рисует зверей в окружении созданной фантазией Лесика природы, той природы, которой зоопарковские экспонаты лишены. Он освобождает их на бумаге от тех клеток, в какие они заключены.

Прошли годы. Лесик уже в школе ФЗС. К учебе он проявляет такой же упоенный интерес, как и к рисованию. Но Лесик - не книжник, не зубрила. Он воспринимает учение легко. Он отдает должную дань и детским шалостям, и физкультуре Лесик - затейник самых фантастических, смелых предприятий, не озорных, хулиганских, а бодрых, веселых и творческих.

Поездка с отцом на лодке по Днепру, на заводы Днепропетровска, к лесам новостроек вносит новую живую струю в детское миропонимание и творческие требования Лесика. Сейчас его темы - это домны, шахты, рабочие - комсомольцы у мартенов. Лесика пускают в цехи, он делает наброски тут же у станков или у пылающих печей. Ему никто не позирует. Поэтому рисунки Лесика отличаются особой динамичностью, особой действенностью. На заводах поражены глубиной изобразительной передачи. Его рисунки украшают стены заводского клуба. Ими премируют лучших ударников.

С этого времени Лесик окончательно «закрепляется» на гравюрах Мальчик идет «по линии наибольшего сопротивления» и специализируется на гравюрах на линолеуме. Он быстро осваивает сложный процесс перевода рисунка на промасленную джутовую ткань. Трудность увеличивается тем, что инструментарий у Лесика кустарный, доморощенный: долото сделано из маминого зонтика, типографский валик - из куска найденной во дворе трубы, станок - домашний стол, установленный кухонной утварью. «Мастерская» Лесика - двухсаженная темная комнатушка, в которой одновременно ютятся родители и братья Лесика.

На выставке во время всеукраинского партсъезда гравюры Лесика привлекают особое внимание. Их воспроизводят на страницах газет. Спустя некоторое время Лесика и его родителей неожиданно попросили зайти к Павлу Петровичу Постышеву. Не без волнения Лесик переступает порог кабинета. Внимательно, с чисто отцовской любовью Постышев расспрашивает мальчика об его успехах. Но Лесику незачем волноваться! Ведь он лучший ученик школы. Его табель успеваемости густо украшен «очхорами». Лесик тянет за собой на буксире отстающих ребят. Он примерный пионер.

Чего хочет Лесик? Лесику нужны три вещи: учиться, учиться и еще раз учиться. Лесик хочет стать подлинным художником, чтобы своим творчествам помогать пролетарской стране культурно развиваться.

Павел Петрович внимательно слушает мальчика. Да, Лесику нужно еще много учиться! Ему будет дана эта возможность. Лесик и его родители сменяют в ближайшие же дни темную клетушку на просторную светлую квартиру.

Лесик в Ленинграде. Он с немым восхищением осматривает красоты Эрмитажа, Русского музея. Но Лесик приехал в Ленинград не любоваться городом и его достопримечательностями. Лесик держит испытание в Академию художеств. Семь дней длится тщательное изучение способностей и свойств юного художника. Испытание кончено. Лесик - слушатель Академии.

Раскрывается новая страница жизни Лесика Северина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены