В Москве, на площади Революции

М Гольдберг| опубликовано в номере №301, январь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

День в центральном музее В. И. Ленина

1. Как начинается день

Ровно в 12 часов дня приглушенный продолжительный звонок разносится по всем этажам огромного здания.

Массивная дверь открывается, пропуская группу красноармейцев, железнодорожника, звено пионеров, молодую девушку и инвалида на костылях.

Девушка с блокнотом в руке первой устремляется в залы. Красноармейцы гурьбой вдут за экскурсоводом. Железнодорожник присоединяется к ним. Инвалид, деловито переставляя костыли по устланной ковром лестнице, поднимается на второй этаж: первый он уже осмотрел вчера... Его обгоняют пионеры.

Касса выдает билеты. Часто у окошечка кассы слышится такой диалог:

- Сколько за билет?

- Бесплатно.

- Документ предъявить?

- Не надо никаких документов. Следующий, получите билет...

Пришла группа пропагандистов, приехавших из Серпухова. Домохозяйка с грудным младенцем. Капитан Совторгфлота. Группа колхозников. Лейтенант с женою и дочкой... Первые десятки тех четырех - пяти тысяч человек, которые сегодня, в обыкновенный будний день, посетят Музей Ленина (в выходные дни здесь бывает до шести тысяч человек).

Впрочем, первые посетители явились сюда еще два часа назад: в утренние часы залы Музея предоставляются для углубленной работы. Сегодня в числе других пришли двое: знаменитый писатель и артист, известный всей стране. Один, примостив к краешку витрины блокнот, старательно переписывал ленинские телеграммы. Другой, призадумавшись, всматривался в фотографии, долго безмолвно стоял перед гипсовой маской, снятой с Ильича в страшный январский день 1924 года.

Писатель и артист напряженно работали. Они искали новых красок для воплощения бессмертного образа: один - в книге, другой - на сцене. Быть может, они предчувствовали грядущие творческие победы. И все же они не могли не сознавать, что ни одно произведение искусства, даже самое совершенное, не в силах дать того ощущения близости Ильича, его постоянного присутствия рядом с тобой, какое возникало здесь, в двадцати залах старинного здания на площади Революции.

2. Университет большевизма

Написанное Лениным издано миллионными тиражами. Помимо собрания сочинений выходят знаменитые Ленинские сборники, публикующие неизвестные работы Ильича, его переписку, составленные им конспекты книг, наброски статей и др. Почти все те документы, что выставлены в Музее, можно найти и в книгах. Но пропагандисты хотят изучать ленинские документы только здесь.

Вот один из первых декретов советской власти. Он написан рукою Ленина - «Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции». Руководители партии кадетов готовили удар в спину революции. Декрет требовал немедленного ареста этих врагов народа и предания их суду революционных трибуналов. Мы видим подпись на декрете - «Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)». Дата - «Петроград 28 ноября 1917 г.». Уточнение в дате - «10,5 час. вечера». И приписка: «Декрет вступает в силу с момента его подписания». Приписка обведена полукруглой линией. Жирная стрелка указывает, что вставку нужно сделать перед подписью.

Книжная страница не может всего этого передать.

Читаешь не только слова. Самые линии ленинского почерка, характерные подчеркивания, выброски и вставки раскрывают удивительно много.

Нужно видеть нажим ленинского пера, гневно подчеркнувшего слово «штрейкбрехерство» в знаменитом письме, клеймящем Зиновьева и Каменева, чтобы почувствовать всю силу ненависти Ильича к этим подлым предателям. Нужно видеть, как разбивает Ленин по слогам фразу «это не - воз - можно», протестуя против нерешительности в борьбе с белым террором, чтобы вникнуть в суть ленинской революционной непримиримости и беспощадности к врагу.

В одной из витрин ленинские телеграммы, разосланные по районам в августе восемнадцатого года, когда кулацкая контрреволюция хотела взорвать тыл, чтобы открыть дорогу белогвардейским наемникам Антанты.

«Действуйте самым решительным образом против кулаков и снюхавшейся с ними лево - эсеровской сволочи...» «Необходимо соединить беспощадное подавление кулацкого лево - эсеровского восстания с конфискацией всего хлеба у кулаков и с образцовой очисткой излишков хлеба полностью с раздачей бедноте части хлеба даром...» «Советую назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены