1. Трудно в анкетном порядке указать все причины этого факта, но одна из непосредственных причин та, что большинство советских писателей еще не отрешилось от ходячего представления, будто поле деятельности комсомола, содержание и формы его работы, возрастной состав его членов не дают материала для глубоких художественных обобщений.
Значительное же количество пролетарского писательского молодняка находится еще на таком низком художественном и идейном уровне, настолько чувства, вызванные в нем эпохой небывалого социалистического строительства еще не перешли в сознание - без чего немыслимо создание широких обобщений, - что в результате произведения их о комсомоле не дают всей полноты, всего многообразия типов, характеров, всего своеобразия происходящих в комсомоле процессов роста, коммунистического воспитания того огромного и разнообразного сплава юношества из среды рабочего класса, различных слоев крестьянства, мелкой трудовой интеллигенции, кустарей и т. д., которые под руководством партии, трудясь, учась, борясь, организуя, сплачивая, по капле выдавливая из себя рабов, стоя еще по колено в грязи, помогают партии и рабочему классу строить социализм.
2. Вопросы быта - это те первые узкие места, на которые наталкивается молодежь в своем стремлении построить новые отношения между людьми. При отсутствии жизненного опыта, слабости мировоззрения, эти вопросы создают целый ряд трагических конфликтов в среде молодежи.
Брать эти вопросы оторвано от всей социальной практики значит не только не способствовать их разрешению, но зачастую, как это имело место в ряде произведений молодых и старых писателей, играть на больных для молодежи вопросах, усиливать нездоровые настроения.
Отметая тех бездарных пошляков, которые просто устремились в эти темы с явной выгодой для своего кармана и спекулятивного разжигания собственной популярности (низкое качество их произведений отсюда очевидно), слабость произведений этого рода следует объяснять убогостью мировоззрения молодых писателей, шедших в своем творчестве эмпирическим или электрическим путем и не сумевших, не нарушая прав действительности, подняться до глубоких обобщений.
Хуже всего то, что писатели часто даже не считают это своим недостатком; они на диспутах и в предисловиях заявляют: «Наше дело разворошить, показать, заставить задуматься». Но они не понимают, что, сужая таким образом свою роль, они рисковали фотографировать те сумбурные житейские разрозненные явления вне их связей и опосредствовании, над которыми и без них еще сильнее заставляла задумываться сама жизнь.
3. Вопросы жизни и борьбы трудящейся молодежи есть основная тема моего творчества. Трудности, которые я испытываю, заключаются главным образом в том, что я хочу, пытаюсь осмыслить эти вопросы во всей их сложности, разоблачая поверхностные житейские представления. Это можно сделать, выработав такой метод творчества, в котором особенно силен был бы элемент мировоззрения. Если взять для примера писателей прошлого, работавших над молодежной тематикой, с одной стороны - Толстого, Флобера, Чехова, Тургенева, а с другой - Чирикова, Арцыбашева, Чарскую, находившихся в пределах одного класса (несмотря на отличие социальных оттенков этого класса), но что самое главное - на различных ступенях, на различном уровне его мировоззрения, то я предпочитаю первых вторым.
4. Необходимо созывать периодические рапповские производственные совещания писателей, работающих на молодежной тематике, где настойчиво разъяснять необходимость разрабатывать эту тематику на уровне идей Маркса - Ленина - Сталина, борясь со спекуляцией, упрощенчеством и вульгаризацией, чтобы произведения, созданные на этом материале, были достойны ленинского комсомола, в своей практике показавшего себя лучшим помощником, не имеющего себе равной в истории человечества ленинской партии.
Именно потому, что молодежь, воспитываемая ленинским комсомолом представляет собой нечто новое, качественно отличное от Базаровых, Кирсановых, Иртеньевых, и Ванею Жуковых - меньше всего она нуждается в том, чтобы истерически кадить ей, лакировать ее или изображать ее упрощенно - схематическим и эмпирическим путем, никак не помогающим ей в ее борьбе.
Литературные органы ВЛКСМ должны установить теснейшую связь с литературными ячейками РАПП, активизировать внимание писателей к молодежной тематике, одновременно борясь за высокий идейный и художественный уровень произведений, участвуя в воспитательной работе путем помещения на своих страницах соответствующих критических статей.
Печатание лучших произведений, индивидуальная работа с талантливыми молодыми писателями, призванными в литературу, активизация внимания комсомольской общественности вокруг этих вопросов будут способствовать тому, чтобы молодые писатели не отрывались от комсомольского коллектива и в то же время не перегружались работой в ячейке, чтобы на их работу комсомол смотрел как на общественно - полезное для комсомола дело а не как на праздное, никчемное занятие.
1. Объясняется это общим отставанием пролетарской литературы от задач, которые ставит перед ней пролетарская революция. Думаю, что преодоление этого отставания пролетарская литература должна начать с показа ленинского комсомола.
2. Объясняется это низким уровнем марксистского мировоззрения тех пролетарских писателей, которые брали молодежную тематику.
3. Да. Я предполагаю написать пьесу, в которой несколько главных ролей предназначается комсомольцам в борьбе за промфинплан.
4. ВЛКСМ и РАПП совместно должны поставить задачу большевистского воспитания того комсомольского пополнения, которое дает призыв ударников в литературу. Литературные органы ВЛКСМ должны при содействии РАПП организовать литературные консультации творчества молодых ударников, рецензировать все то, что появляется в печати, написанное молодыми ударниками, помогать самообразованию, как общеполитическому, так и литературному.
На Первый вопрос ответить затрудняюсь. Вообще - не сумею исчерпывающе высказаться по вопросам, поставленным в анкете.
Причины: два почти года торчу на хозполиткампаниях в кубанских станицах (с небольшими перерывами), с литературой о комсомоле знаком мало. При огромном, совершенно нетерпимом отставании нашей критики, особенно - библиографии просто не знаю о том новом, бесспорно многочисленном талантливом ряде молодежных писателей, которые может быть написали и уже наверняка пишут о комсомоле прекрасные произведения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.