Денег после нарвского поражения в царской казне не было. Вспомнил Пётр, что в Москве в Оружейной палате много серебряной посуды, столетиями накопленной. Отправил он приказ князю Петру Ивановичу Прозоровскому, чтобы всю посуду расплавить, перечеканить на деньги в замоскворечном монетном дворе.
Прозоровский в скором времени деньги прислал.
Через шесть лет Пётр победил под Полтавой и вошёл в Москву через Триумфальные ворота. Празднества Пётр любил. Торжество продолжалось с 18 декабря 1709 года по 1 января следующего года. Москвичи развели костры перед своими домами и поставили для армии на улицах столы с едой и напитками. Много было сделано триумфальных ворот. На Красной площади, перед Кремлём, поставлен был храм Трудолюбию и Подвигам. По сторонам храма - две большие пирамиды с разными картинами. На картинах изображалось овладение Балтийским морем и основание Кронштадта. Были надписи - одна из греческой истории Фукидида. Перевели её так:
«Всяк владения чужого желатель
Злого конца бывает изыскатель».
Были ещё надписи: «Зло начатое - злейший конец приемлет».
«Однако ж, надеясь на мир, не подлежит ослабевать в воинском деле».
На одной стороне пирамиды выставлена была шпага Карла XII, отнятая под Полтавой. Над ней тоже надпись: «Они ушли, побеждённые лучшим оружием».
Итак, шли русские полки в Москву через Серпуховские ворота. Звонили колокола, впереди войска шли двадцать четыре трубача и шесть литаврщиков. Потом гвардии Семёновский полк со знамёнами. За ним везли шведскую артиллерию, знамёна, музыкальные инструменты на возах и неисчислимое множество пленных во главе с генералами.
Пётр шёл пешком с полтавской шпагой в руках. Вечером должен был быть ужин не менее чем на тысячу персон. Пётр вызвал Прозоровского, спросил его:
- Ну, чем столы уберём?
- Посудой серебряной, - ответил Прозоровский.
- На деньги переделана, старик.
- Нет, Пётр Алексеевич, у меня была сбережена довольная сумма денег, а посуду я спрятал, пожалев её высокую работу, а деньги есть ещё.
- Покажи.
- Ваше величество, - сказал Прозоровский, - покажу, только не бери с собой фельдмаршала Меньшикова. Он на разные дела искусник, но деньги размытарит.
Пётр Алексеевич ночью пошёл смотреть деньги в тайнике. Вёл его Прозоровский с фонарём. В тайнике был ещё целый угол денег в мешках. Пётр отложил десять мешков и сказал:
- А это. Прозоровский, тебе: Прозоровский ответил:
- Мне лестное не брать. Я бы и всё взять мог, но мне победа любопытней да память о деле.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из записных книжек