Ритмично на стыках рельс подрагивают вагонные колеса. Метро - поезд мчится по тоннелю, то уходя глубоко вниз, то приближаясь к поверхности земли настолько, что прохожие на улицах слышат неясный гул его моторов. Профиль пути волнистый. На уклонах с силою нажимают на оболы колес тормозные колодки, сдерживая стремительный разбег поезда. Каждые 2 - 3 минуты встречаются станции; снова машинист дает тормоз...
Частое торможение поглощает драгоценный запас энергии, накапливаемый поездом во время хода под уклон, когда он в силу инерции самостоятельно развивает скорость, почти или совсем не пользуясь током электросети. Постоянное трение тормозных колодок расходует эту потенциальную энергию на бесполезное тепло. Многие и многие киловатты теряются в течение рабочего дня на метрополитене.
Но, кроме применяемого сейчас на поездах метро пневматического торможения, существует еще способ электрического торможения, способ более гибкий, выгодный и совершенный.
При электрическом торможении энергия движения поезда передается обратно в сеть и потребляется остальными поездами, находящимися в пути; избыток ее преобразуется на тяговых подстанциях в энергию переменного тока для передачи в сеть высокого напряжения.
Этот вид торможения называется рекуперацией энергии.
Над вопросами рекуперативного торможения метропоездов работает инженер - комсомолец Метропроекта тов. Файбишенко. В подарок матери - родине к 20 - летию Ленинско - Сталинского комсомола молодой специалист обязался закончить первый из трех вариантов расчета сети.
Уже сейчас подсчитано, что при рекуперации получается экономия электроэнергии в пределах 20 - 25%; повышается среднее напряжение на токоприемнике поезда, что увеличивает скорость хода; уничтожается металлическая пыль, образуемая постоянной работой пневматических тормозных устройств; срок службы последних удлиняется - они остаются в виде резерва и пускаются в ход при езде на малых скоростях, когда рекуперативное торможение неосуществимо.
В молодежном коллективе Метро - проекта не один только Файбишенко готовит подарок родине.
Молодой инженер Дурье закончит к славному двадцатилетию ВЛКСМ свой проект тяговой подстанции с применением новейших взрывобезопасных масляных выключателей.
Инженер Персид изобрел счетную линейку для расчета электрических кабелей и проводов и готовит доклад об упрощенном расчете электроосвещения промышленных предприятий.
Инженер Клопотов написал книгу о борьбе с уличным шумом. Техник Цитрин обязался овладеть мотоциклом. Чертежница Павлова поставила себе целью сдать нормы на два оборонных значка: ворошиловского стрелка и ГСО.
Родина может гордиться своими детьми.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.