«У ПРЕДЫДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЗАДАЧА СВОДИЛАСЬ К СВЕРЖЕНИЮ БУРЖУАЗИИ.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.»
(ЛЕНИН)
«Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса.
Мы вертим - вертим - вертим.»
(НЕКРАСОВ «Плач детей»).
«... На фабриках, заводах и шахтах наши дети с семилетнего возраста уже превращаются в товар, выгодный для капиталистов...»
«И если для детей ужасен труд на заводах, то посмотрите, как ужасен труд детей на рудниках, где они, как на каторге.
В Криворожском районе работают дети начиная от 7 - 8 - летнего возраста. На рудниках около 80 проц. работающих детей - больны. Вид у детей подавленный, лица изборождены морщинами от непосильного труда, формы тела уродливы; работают дети так же, как и взрослые, с 5 часов утра до 6 час. вечера, не отрываясь ни на минуту. За малейшее уклонение от работ, за самую ничтожную провинность мальчик штрафуется». (Из речи большевика Г. И. Петровского на заседании Государственной думы).
Последней степенью нужды рабочей семьи, когда жалкий заработок ребенка подкреплял бюджет полуголодной жизни, умело пользовался фабрикант и заводчик. Еще бы! Ведь применение дешевого детского труда сулило им громадные барыши.
Новая бумагопрядильная фабрика Дедовской мануфактуры распространяла в ближайших селениях летучки:
«15 августа 1903 года потребуются девочки от 13 до 19 лет. Начальная плата для девочек от 13 до 15 лет - 20 коп. в день, от 10 до 18 лет - 25 коп. и от 19 до 20 лет - 30 коп. на своих харчах, но на хозяйской квартире. Таких девочек - подростков фабрика предполагает набрать до 2.000».
«Дети не принесут своим родителям никакого материального пособия, будут пребывать во вредной для их возраста праздности и расстроят свое здоровье, находясь в душной атмосфере своей избы вместо светлого и здорового помещения нашей фабрики» - так «нижайше докладывали» купцы бр. Хлудовы царскому правительству. Бедные родители и бедные дети, «пребывающие в праздности»! Они и не подозревали о милости своих благодетелей, «нижайше» испрашивающих разрешение на право своей «отеческой опеки».
«Работали мы, дети, посменно дней по 13 часов, а потом в ночную смену - с 8 часов до 4 часов... Спали в шерсти, на ящиках... Квартир рабочие почти не имели и жили в казармах на грязных парах, в необыкновенной скученности, или ночевали прямо в мастерских - темных и грязных.»
Куда они деваются?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.