Гребешков не читал «Анны Карениной». Но, прослышав об огромном успехе спектакля в МХАТ, прямо после вечерней смены он отправился к театральной кассе, простоял ночь напролет в очереди и потом без устали восхищенно рассказывал о спектакле. По совести говоря, ему там не все было понятно и не все понравилось.
В личной библиотеке Гребешкова нет ни одной серьезной книги, кроме двух - трех тощих учебников. Несколько десятков книг расставлено на этажерке по цвету суперобложек.
Костя - любитель изысканной легкой литературы, такой, которая, по его выражению, позволяет «ни о чем не думать». Он приобрел все книги из цикла «Тысяча и одна ночь». У него собраны все тома «Трех мушкетеров» и их достославных потомков. А когда ему нужно бывает навести справку по технологии металла, он вот уже второй год бегает за книгой к своему приятелю Барбарисову.
Даже к занятиям в комсомольской политшколе Гребешков относится только как к обязанности. Он не то, чтобы пропускает занятия или не готовится к ним. Но он прочитывает обыкновенно только учебник «от сих и до сих». На занятиях он умудряется выступать только по тем разделам, с которыми успел бегло познакомиться, и этим самым гарантирует себя от вопросов по темам, которых не знает.
Не было случая, чтобы наш слушатель кружка по - настоящему горячо заинтересовался какой - нибудь из тем, проработанных в политшколе, раздобыл бы, помимо учебника, какую - нибудь интересную литературу, прочитал ее, проконспектировал. Однажды Гребешков прочел две лишних главы из учебника. Когда Костя обнаружил на занятии эту, как он выразился, «ошибку» на лице его было написано горькое разочарование. Гребешков и сам не подозревал, что уподобился чеховскому герою, приемщику почтового отделения Ефиму Захаровичу Фендрикову. Уже сдав экзамен на чин, Фендриков никак не мог оправиться от удара, когда узнал, что стереометрии, которую он учил, «по программе не полагалось».
« - Экая жалость, - бормотал он. - Ведь этакая, скажи на милость, глупость с моей стороны!
- Да что такое? - спросил Пивомедов.
- Зачем я стереометрию учил, ежели ее в программе нет? Ведь целый месяц над ней, подлой, сидел. Этакая жалость!» (А. Чехов «Экзамен на чин».)
Но то, что простительно чеховскому чиновнику, который, по собственному признанию, «постарел для умственности», непростительно советскому молодому человеку. Гребешков тоже, оказывается, не считает нужным причинить себе лишнее беспокойство - изучить ту или другую книгу, «ежели ее в программе нет».
В поисках безмятежного бытия Костя отказался поступить в заводской техникум, где училась его приятельница, крановщица цеха Ольга Косовцева. Костя уже работал формовщиком, когда Ольга появилась в цехе. Она приехала на завод прямо из колхоза, где работала на скотном дворе. Первый год она работала чернорабочей, была малограмотна. Однажды крановщики жестоко над ней подшутили, послав ее в кладовую принести «ведро току». Сейчас Ольга стала уже отличной крановщицей.
Гребешкову нравилась эта милая, жизнерадостная девушка с улыбчатыми глазами, которые, однако, умели смотреть пристально и испытующе. Костю с подругой часто видели вдвоем в клубе, в театре, в саду. Гребешков, статный, с развернутыми плечами, умел хорошо носить костюм и фетровую шляпу, небрежно, но изящно повязывать галстук. Он держал себя с девушками самоуверенно, как кавалер, знающий себе цену, привык говорить с ними тоном горделивой снисходительности и превосходства. Однако пытливая и любопытствующая Ольга часто ставила его в тупик неожиданными вопросами. Костя пытался что - то объяснять, но быстро путался, сбивался и неловко умолкал. Иногда, не желая признаться в своем невежестве, он бойко врал.
- О чем рассказывается в пьесе «На дне»? - спросила как - то Ольга, когда они стояли на трамвайной остановке, у афишной витрины.
- Это из жизни водолазов ЭПРОН, - поспешил с разъяснением Гребешков.
Ольга никогда не смеялась над своим приятелем, но на следующий день какими - то неведомыми путями доискивалась до правильных ответов и терпеливо объясняла все Косте. Увлекаясь, она в простоте душевной не замечала, что ему это вовсе не интересно, слушает он ее невнимательно, едва скрывая раздражение.
Как - то вечером, в выходной день, Гребешков зашел за Ольгой в женское общежитие, чтобы пойти с ней в клуб на спектакль.
Девушка очень обрадовалась, но вынуждена была отказаться от приглашения: она готовилась к зачету по алгебре и билась над уравнением со многими неизвестными.
- Может быть, ты мне поможешь, Костя? А то я боюсь провалиться.
«Неужели пропал выходной вечер? - подумал с досадой Гребешков. - Нечего сказать, удовольствие!» Раздумье отняло у него только какое - то мгновение, и он, стараясь казаться озабоченным и участливым, сказал:
- Ты ведь знаешь, что я остался бы с большим удовольствием, но, понимаешь, какая неудача: у меня в клубе назначено важное деловое свидание.
- Ну тогда иди, Костя, конечно, иди, - поспешно, стремясь избавить товарища от унизительной лжи, согласилась Ольга. - Конечно, иди, раз условился... А я попрошу кого - нибудь другого.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.