Съезд советских писателей начал работать в атмосфере огромного внимания, со стороны партии, комсомола и широчайших масс рабочих и колхозников. Вся страна обсуждает вопросы художественной литературы. Ткачи говорят о фабуле и сюжете, металлисты толкуют о метафорах и сравнениях, конюхи и плугари устанавливают правдивость того или иного типа, изображенного в художественном произведении. Уже сам по себе этот факт говорит о неслыханном росте социалистической культуры. Лишний раз доказано, какой жалкой клеветой было утверждение Троцкого о невозможности создания пролетарской культуры в эпоху диктатуры пролетариата.
В 1929 г. Алексей Максимович Горький писал, что «рабочий класс должен создать своих мастеров культуры. Фадеев, Шолохов и подобные им таланты пока еще единицы. Но, как мы видим, рабочий класс совершенно правильно оценил их достоинства художников слова». Горький, указывая на это, разоблачал вульгаризаторов и «вредителей культурной работы», которые отрицали воспитательное значение художественной литературы и необходимость молодым писателям - подобно Фадееву и Шолохову - учиться у классиков. Все последующее развитие советской литературы и массового литературного движения доказало полную правоту Горького, исходящего из ленинско - сталинского учения о культуре.
Советская литература с тех пор выросла и в количественном и в качественном отношениях. Особенно много новых значительных книг появилось за последние два года. Здесь выдающуюся роль сыграло решение ЦК партии о перестройке литературных организаций. Решение от 23 апреля 1932 г. вызвало плодотворное творческое соревнование в среде писателей.
Комсомол с гордостью мог заявить съезду писателей, что и комсомольцы, работающие на фронте художественного слова, не ударили лицом в грязь, не плелись в обозе. Писатели, воспитанные комсомолом, - писатели - комсомольцы - являются сплошь и рядом - в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, в Закавказье - признанными художниками.
Уже с первых лет советской литературы представители комсомола работали на этом труднейшем участке культуры. А. Безыменский, А. Жаров, Л. Первомайский, М. Колосов, В. Герасимова, Я. Ильин, Б. Горбатое - их имена известны теперь миллионам читателей. Не все из них одинаково быстро растут. Воспитанные партией, не боящиеся товарищеской критики, наши поэты, безусловно, постараются улучшить качество своих произведений. Напрасно надеются критики вроде Мирского или Катаньяна, что им удастся под предлогом борьбы за качество вычеркнуть из списков советской литературы имена тех или других писателей и поэтов. Эти критики получили достойную отповедь в речи тов. Косарева.
Но писатели - комсомольцы создали за эти годы и такие произведения, по которым равняются многие писатели.
Таков роман Якова Ильина «Большой конвейер», полный дум и размышлений, изнутри показывающий нового человека - борца за социалистическую технику. Таковы стихи виднейшего поэта Украины - комсомольца Леонида Первомайского, - полные страсти и пафоса, проникнутые духом пролетарского 'интернационализма и ненависти ко всякому шовинизму.
Тематика творчества молодежи расширилась. Одним из первых в советской литературе Юрий Герман рисует Запад и его представителей (романы «Вступление» и «Бедный Генрих»), А, Жаров сделал попытку показать в поэме большевистское подполье («Два паспорта»), Валерия Герасимова в повести «Жалость», показывая тип мещанина в контрасте с типом большевика, разрешает философскую проблему «вечных» человеческих чувств. Однако все это лишь первые робкие шаги. Прав тов. Косарев, указавший на недостаточность работы молодых писателей в этом направлении. Показывать не только свою среду, но и чужую, не только молодежь, но и стариков, не один СССР, но и заграницу - вот задача, которую еще предстоит решить писательскому молодняку.
Несомненен также рост словесного мастерства молодежи. Достаточно назвать имя ленинградского поэта Бориса Корнилова, написавшего «Триполье» - чрезвычайно яркую и сочную поэму об одном из героических эпизодов истории комсомола. В Белоруссии молодой поэт Петрусь Глебко создает стихи высокой культуры, используя и богатства народного творчества и современную технику стихосложения.
Глебко, Корнилов - это уже представители «второго призыва» комсомольской поэзии. Рядом с ними нужно поставить имена Я. Смолякова, А. Решетова, Е. Долматовского, П. Железнова, А. Гитовича, В. Сидорова, Е. Абросимова, Г. Плоткина и других. Они принесли в поэзию новую лирику, выражая чувства и мысли молодежи, воспитанной в эпоху реконструкции.
Поднялась плеяда молодых прозаиков: в Москве - Соловьев, Г. Бутовский, в Магнитогорске - А. Авдеенко (автор романа «Я люблю»), на Украине! - Кундзиш, в Белоруссии - Голован и Самуйленок, в Грузии - Чхиквадзе и многие другие. К их числу нужно добавить те десятки молодых авторов, которые работают над историей Метростроя, историей автозавода им. Сталина и др. Уровень молодой прозы пока еще невысок. Кругозор молодых писателей ограничен впечатлениями, полученными ими на своем заводе. Язык засорен провинциализмами и всяческими выкрутасами. Но все же нельзя оспаривать того мастерства, которое проявил в своей первой вещи Александр Авдеенко, типичный представитель этой группы. Надо только пожелать Авдеенко не зазнаваться и упорнее работать над качествам своих новых вещей.
В Союз советских писателей принято немало комсомольцев. Уже один этот факт говорит о художественном росте писателей - комсомольцев, так как в Союз, согласно уставу, не принимают тех людей, чьи произведения не имеют самостоятельного художественного значения.
Это подтверждает, что и на таком труднейшем участке, как литература, комсомол вырос и поднял качество своей работы. Разумеется, успехи комсомольцев - писателей нельзя отделять от успехов комсомольцев - ученых (например Латышек), комсомольцев - музыкантов (Гилельс, Притыкина), комсомольцев - летчиков (Каманин, Ляпидевский), комсомольцев - колхозников (Литвиненко), комсомольцев - инженеров (Геллер) и др. Повышается удельный вес комсомола во всех областях социалистического строительства, а в деле формирования пролетарской интеллигенции - особенно. Именно поэтому рост и развитие даровитой беспартийной молодежи (прозаики: В. Борахвостов, Е. Анучина, И. Сослани, поэты: В. Гусев, Дм. Борисов, Дм. Кедрин) происходят в тесной связи с комсомолом, под знаком комсомола.
Однако все эти успехи не должны закрывать глаза комсомолу на то, что в воспитании молодых кадров литературы далеко не все обстоит благополучно. А. М. Горький отметил распущенность и бескультурье некоторых писателей из молодежи, в том числе и комсомольцев. Целый ряд сообщений с мест, письма писателей - националов свидетельствуют, что здоровой творческой среды у молодежи еще нет, что она не учится, а слоняется по редакциям, не работает упорно над каждой строкой, а зачастую халтурит.
А. Косарев, выступая на предсъездовском совещании молодых писателей, больше всего напирал на качество. На качество произведений, на качество людей, создающих эти произведения, А. Косарев призывал молодых писателей к яркой, бурной - не в гусарском, а в большевистском смысле - жизни. Он призывал к учебе, к кропотливой работе за письменным столом. Надо привыкать, написав вещь, отложить ее, чтобы еще раз вернуться к работе над рукописью, прежде чем отнести ее в редакцию.
Лишь это сочетание жизненного опыта писателя и культуры писательского труда обеспечит высокое качество произведений. Только следуя этим указаниям, молодые писатели будут расти дальше. Сейчас, в дни писательского съезда, когда обсуждаются достижения советской литературы и намечаются дальнейшие пути ее, надо еще раз напомнить об этом всей писательской молодежи, всем литкружковцам завода, шахт и колхозов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.