Все шло бы своим порядком для Василия Гулявина, если бы однажды в обычный час перерыва а паровозостроительном, цехе товарищ по работе, ячейковый активист Яшка Сабуров, не затащил его в помещение, - две недели назад служившее местом свалки заводского хлама.
Василий Гулявин помнил шум в ячейке и цехкомитете по поводу организации субботников, по он до сегодняшнего дни плохо понимал их цель и даже возражал против очистки этого помещения, очень удобного для него по близости в качестве курилки и уборной.
Когда они вышли из тесноты холодного цеха и, сделав несколько шагов, свернули в сторону, в широкие, застекленные двери, Яшка Сабуров, радостно потирая руки, заулыбался, а Василий Гулявин даже несколько растерялся.
Он не ожидал увидеть большой белый зал, спокойный свет с потолка и множество мраморных столиков, пестревших цветами. Он не ожидал, что, несмотря на множество посетителей, его не будут толкать у кассы, «лаять» отборными словами, как и он других. Он давно был убежден, что лучше остаться без завтрака или перехватить что - нибудь всухомятку, чем подвергать себя испытаниям в столовой и весь остаток дня, проклиная себя и других, «рвать» работу.
Но все - таки Василий Гулявин был настроен несколько иронически и к светлому залу, и к спокойному свету, и к пестроте искусственных цветов на мраморных столиках, считая все это «пустяками».
- Вот как обстроились, - с задором мотнул головой Яшка Сабуров, комфортабельно усаживаясь у столика, - на весь Союз можно сказать наш Харьковский паровозный гигант теперь прославится... Ни у кого этого нет еще... Сюда пожалуйста... Парочку стаканов кофе, булочку и пирожных...
- Булочки есть с сахаром и маком... Каких?
- Все равно... С маком.
Когда подавальщица быстро принесла на чистом подносе вкусно пахнущий завтрак, Василий Гуля - вин начал, стремясь скрыть свое изумление, отпускать плоские шуточки на весь зал. Подавальщица заметила ему, что он мало сознателен, хотя и комсомолец. Она была мобилизована из цеха на работу в кафе как лучшая производственница. Яшка Сабуров немедленно расправился с Василием, обозвав его идиотом, и велел пойти перед завтраком вымыть руки. Сам Сабуров завтракал в цеховом кафе уже не первый раз и знал, что подавальщицы организованно отказывались обслуживать рабочих, не желавших соблюдать элементарных правил гигиены.
Василий Гулявин поглядел на свои липкие от грязи ладони, которыми было как - то неудобно браться за стакан, тарелку, и отправился мыть руки. Дорогой он вынул из кармана спецовки ссохшийся, измятый, кое - как приготовленный завтрак и бросил его в угол.
В кафе было тихо, хотя завтракало четыреста человек.
Яшка Сабуров и Василий Гулявин блаженно отдыхали, просматривая газеты.
Потом Яшка Сабуров стал рассказывать.
Он сообщил, как после решений октябрьского пленума ЦК партии об улучшении рабочего снабжения и организации подлинно социалистической торговли в недрах заводского коллектива - в комитете паровозостроительного цеха - возникла мысль устроить в своем, же цехе, под боком, кафе, настоящее рабочее кафе, безо всяких трактирных пережитков, где бы каждый рабочий мог кроме завтрака получить отдых и культурно - воспитательные навыки при помощи лекций с трибуны кафе.
Волнуясь, Сабуров стал ругать кооперативные организации, которые это предложение сначала подняли на смех, а потом, когда его все же осуществили и дело стало неуклонно развертываться, пытались махнуть на него рукой, ссылаясь на свою перегруженности другими точками снабжения, будто бы более важными только поддержка местного ЗРК обеспечила своевременное снабжение кафе доброкачественными продуктами.
- Ты пойми, - близко нагнувшись к Гулявину, развивал свою заветную мысль Яшка Сабуров - один коммерческий оборот по нашему кафе достигает полумиллиона рублей. Всем выгодно... Рабочий получает продукты по пониженной на пятьдесят процентов цене. Кроме того, мы разгружаем этим столовую, даем рабочему быстрый и вкусный завтрак, и все это отнимает только двенадцать процентов от рабочего бюджета. В тракторном и других цехах уже схватились за наш опыт, и это хорошо. Мы им советуем далее, из - за отсутствия помещения, срочно очистить раздевалку... Раздевалка, - черт с ней. для нее место всегда найдется... Это дело надо всячески популяризировать... Пожалуйста, еще два стаканчика. Замечательное настроение делается...
Василию Гулявину и без разъяснительных слов Сабурова приятно было пить пахучее кофе с топленым молоком, никуда не спешить, никому не наступать на ноги и не обжигать в спешке губы.
Он позабыл про свое ироническое отношение к кафе и внимательно расспрашивал Яшку Сабурова, когда в кафе будет лекция, по какому вопросу и кто се будет чихать.
Точного ответа ему Сабуров дать не мог, но все же Гулявин ушел более чем довольный, с явным желанием поделиться со своей бригадой впечатлениями как о закуске, качестве кофе, так и о глянце натертого, пола.
Работалось ему в этот день как - то легче, точно он только недавно вернулся из дома отдыха и еще полон свежих сил и впечатлений.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Новый роман Шухова