В переполненном зале театра «Косово» шёл концерт, устроенный в честь Международного женского дня. Актриса пела то по-французски, то по-итальянски. Публика внимательно слушала её. Но вот певица запела что-то родное, албанское, и сразу же все задвигались, в зале раздались рукоплескания.
- Браво, браво! - кричала публика, бросая к ногам певицы цветы. - Повторить, просим повторить!...
Потом, после повторения - это была песня борьбы албанских партизан за свободу народа «Набат», - люди обернулись в сторону центральной ложи:
- Браво композитору! Браво Доре Лека!
И тут я увидел, как поднимается моя соседка, которую я прежде не заметил в темноте ложи, поклоном отвечая на приветствия.
О Доре Лека я слышал много. Её имя популярно в народе. Радио Тираны каждый день разносит её песни по городам и сёлам страны шкиптаров. Я слышал эти песни из уст марширующих солдат, на конференциях молодёжи, в школах и хоровых кружках.
Шестнадцатилетней девушкой, ещё обучаясь в корчинском лицее, Дора Лека почувствовала страсть к музыке. Она жадно ловила каждый мотив, прислушивалась к албанским народным напевам, подолгу просиживала за пианино. Её любовь к музыке оценил тогдашний учитель лицея Энвер Ходжа.
- У тебя дело пойдёт, Дора, - говорил ей Энвер Ходжа. - Не огорчайся первыми неудачами, учись!
Дора Лека сблизилась с албанскими и иностранными музыкантами. Своих, ярко выраженных национальных композиторов в Албании не было: на произведениях музыкантов-албанцев сильно сказывалось иностранное влияние. Дора решила пойти собственным творческим путём. Этот путь подсказала ей жизнь.
1939 год. Тяжёлое время итальянской оккупации. В лицее, где училась Лека, установился жестокий фашистский режим. В это время Дора подружилась с юношей из такой же, как и она, бедной семьи - Гика Кукями. Гика вовлёк девушку в подпольный Союз молодёжи. Там Дора познала правду жизни. Она решила посвятить себя борьбе за освобождение народа.
В лицее девушка писала стихи, перекладывала их на музыку. Это были робкие опыты будущего композитора. Однажды группа учащихся - и в их числе Дора Лека - подняла голос протеста против фашистских методов обучения. Всю группу немедленно исключили из учебного заведения. Возмущённая до глубины души, Дора сочиняет текст и музыку песни «Товарищам» и посвящает её исключённым. Так родилась её первая настоящая песня...
А затем встречи в горах с партизанскими руководителями - Энвер Ходжей, Мемет Шегу, Кочи Дзодзи. Какие только поручения не выполняла девушка! Вербовала в городах и сёлах молодёжь в партизанские отряды, распространяла листовки, ходила в разведку, писала песни на стихи партизанских поэтов!...
Песни! Всю душу, весь свой молодой талант вкладывала в них Дора Лека.
В июле 1942 года начинается активная борьба албанских партизан с фашистскими захватчиками. Именно в эти дни написана песня «Набат» 1(«Куштрим»). Текст и ноты песни специальной листовкой распространяются по стране. Песня зовёт в бой.
Всё сильнее разгорается война против оккупантов. Юноши и девушки в партизанских отрядах совершают чудеса храбрости. Дора Лека перекладывает на музыку «Гимн албанской молодёжи», слова которого написал молодой партизан Фатмар Ята.
В бою за деревню Хочишты в марте 1943 года были убиты трое героев-партизан. Народ устроил им торжественные похороны. Фатмар Ята сочинил стихи «Месть» («Закмэри»). Наутро стихи стали песней. Музыку написала Лека.
По заданию главного штаба партизан и Союза молодёжи, Дора часто спускалась с гор в 'Корчу и в окружающие сёла, собирала молодёжь, разучивала с ней партизанские песни. Потом участники этих нелегальных собраний, своеобразных хоровых кружков, расходились и сами становились распространителями песен борьбы.
В один из таких «выходов из гор» зимой 1944 года Дора узнала о смерти своего жениха Йорго Лляко. Горе её было безмерно. Чудесный товарищ и храбрый воин, он пролил свою кровь в борьбе за святое дело свободы. В селе Воскопоя, на месте гибели жениха, Лека пишет «Гимн павшим». Какие проникновенные чувства вкладывает она в этот гимн! Он звучит, как клятва, как боевой призыв.
Когда немцы начали второе наступление против партизан, Первая партизанская дивизия попала в трудное положение. Она оказалась почти окружённой. Единственная оставшаяся свободной тропинка вела к самой высокой в Албании горе Юмор, только перевалив через которую можно было прорваться и сохранить живую силу.
По плану, дивизия должна была отступать под прикрытием батальона. Внезапно на фланге батальона, как раз на пути отступления дивизии, появились крупные вражеские силы. Немцы не знали численности партизан и потому двигались осторожно. Посланная в разведку, Дора Лека выяснила боевой порядок фашистов. И вот она уже бежит в батальон, затягивает свою песню «Месть» и с этой песней впереди всех бросается в атаку. Увлечённый смелостью девушки, весь батальон спешит вперёд. В рядах немцев замешательство. Смелым рывком партизаны пробили себе путь...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.