Он хотел, чтобы наши советские юноши и девушки знали капиталистическое прошлое во всём его мрачном бесчеловечии, с его гнусным цинизмом, с его чудовищным лицемерием, знали во имя того, чтобы воспитать в себе органическое отвращение к этому прошлому, тонко чувствовать раздражающее влияние его пыли, научиться исторически мыслить, насытить боевую теорию ленинизма фактами действительности, углубить её, усвоить дух большевиков, его непримиримость, его гибкий, отточенный историей разум.
Граница прошлого проходила не за горами лет: она была рядом, она лежала за нашими рубежами - в странах, где существовал капитализм, где неистовствовала реакция, где вызревал фашизм. Горький видел надвигающуюся военную грозу. Её чёрная тень ложилась уже на советские города и сёла. Нашему настоящему и будущему угрожала смертельная опасность от новоявленного фашистского Молоха, чья звериная жестокость превосходила мрачные картины прошлого. Ненависть к нему становилась оружием в грядущей борьбе. Вот почему Горький призывал советскую молодёжь копить порох этой ненависти и держать его сухим:
«Подлинный, искренний революционер Советских Социалистических республик не может не носить в себе сознательной, активной, героической ненависти к подлому врагу своему. Наше право на ненависть к нему достаточно хорошо обосновано и оправдано... Наша революционная, пролетарская ненависть к тем, кто создаёт несчастья и страдания людей, должна быть противопоставлена звериной, своекорыстной, больной ненависти мира капиталистов, загнивших от ожирения, осуждённых историей на гибель».
Знакомя нашу молодёжь с неприглядной сущностью капиталистического мира, Горький вызывал в душе её гордость за подвиги прадедов и дедов, за героическую борьбу отцов и старших братьев, которые под руководством коммунистической партии выиграли историческую битву в октябре 1917 года. По инициативе Горького было приступлено к изданию «Истории гражданской войны». Он подымал творческую энергию молодого поколения в новом мире, ставшем «самой яркой точкой на земле». «Сделано много, - говорил он. - Следует сделать неизмеримо больше». Он окрылял молодёжь высоким сознанием её вечного долга перед социалистической Родиной.
Горький хотел, чтобы молодое советское поколение накрепко усвоило: в нашей стране нет маленьких и больших дел. Всякое дело, всякая работа - великое дело строительства первого в мире небывалого государства, родины всех трудящихся, без различия племён и языков.
Такое отношение к труду и такую степень ответственности он мог уже наблюдать в жизни. Юноши и девушки работали на пользу социалистического отечества и потому испытывали счастье и наслаждение трудом, какое не могли испытывать их деды, отцы и матери, работавшие на пользу заводчиков и помещиков. Горький объяснял социальную природу новой народившейся человеческой психологии, возбуждал желание следовать передовым и лучшим, раздувал пламя социалистического соревнования.
Он увлекал молодёжь широчайшими перспективами преобразования родной страны, созидания новой жизни и сам по-юношески азартно увлекался ценным комсомольским почином, полезной инициативой. Мы, современники Горького, отлично помним, как сердечно откликнулся он на объявленную комсомолом всесоюзную разведку недр в канун второй пятилетки, или на сбор книг для деревни, или на призыв двадцати тысяч добровольцев для строительства метрополитена.
В любом из названных мероприятий он видел зерно той прекрасной, неоспоримой истины, которой мы служим, и луч той большой светлой цели, к которой мы идём.
Горький писал по поводу всесоюзной разведки недр, что десятки тысяч молодых людей, работая под руководством крупнейших геологов, должны будут обогатить хозяйство страны открытием новых залежей сырья и обогатить самих себя новым опытом. Он подчёркивал невозможность организации подобных армий для таких целей в капиталистических странах.
Поддерживая призыв комсомола организовать обор книг для деревни - это «маленькое дело», имеющее серьёзное культурно-воспитательное значение, - он также обобщал: рост жажды знаний у советской молодёжи вызывает незнакомое странам Европы и Америки явление «книжного голода». Недостаток книг - беда, но такая, которой может гордиться страна большевиков...
По поводу участия молодёжи в строительстве Московского метрополитена Горький напоминал, что «нелёгкий и напряжённый труд пролетарской нашей страны» от мала до велика - «это - труд, который после второй пятилетки откроет в ещё большей мере перед молодёжью страны свободный и широкий путь к развитию личной культуры».
Так в «обыкновенном» и «рядовом» постоянно открывал он для молодёжи нечто необыкновенное, историческое, вооружал её пониманием огромного скрытого смысла дел и явлений, укреплял её 'волю к труду и учёбе, к борьбе и победе. Он делал это на протяжении всей своей большой жизни.
Несравненный труд, который возложила история на плечи нашей молодёжи, обязал её много знать. «Чем больше знает человек, тем он сильнее». Горький не раз повторял этот неоспоримый вывод и подчёркивал насущнейшую для советского юношества необходимость сделаться во всех, отношениях культурнее и грамотнее. Человек энциклопедических знаний, учившийся всю жизнь у таких корифеев, как Шекспир и Толстой, Дарвин и Мечников, Маркс, Ленин и Сталин, учившийся и у простых рабочих людей: плотников, пастухов, - Горький воспитывал любовь к знаниям, нёс их молодёжи. Самое творчество его являлось огромным фактором культуры. Он же был и выдающимся' организатором культурного прогресса. Горький возглавлял такие специально предназначенные для молодёжи работы, как «Биографии великих людей», «Библиотека поэта» и др. Он звал наше поколение вооружаться культурой не только для строительства новой жизни, но и для защиты этой жизни от разбойничьих покушений врагов. Следует твёрдо помнить, повторял он, что вся наша работа - работа на победу. «Всё даётся знанием, победа - тоже».
В апреле 1936 года, за два месяца до смерти, Горький, обращаясь к X съезду ВЛКСМ, писал:
«..... Непоколебимо верю в победу вашу, дорогие товарищи, - в победу над всем, что вы начнёте делать в колхозах, на фабриках и всюду, куда проникнет ваша героическая энергия. Также непоколебимо верю и в победу вашу па полях битв, передовые бойцы первой в мире армии, призванной историей для побед».
Горький видел тогда июнь 1941 года и май 1945 года. Слова его приветствия являлись как бы напутствием тем, кому спустя несколько лет предстояло заслонить мир своей грудью, спасти цивилизацию от гибели, разгромить фашизм. И сталинская молодёжь, призванная историей для побед, оказалась достойной пламенной веры своего великого друга.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из книги «Люди и встречи»