Замятин как и Жислин несвободен от риторики. Хорошее и прочувствованное стихотворение «Мой дед» заканчивается такой же «идеологической» трескотней, как и жислинское «Бодрость - классу»:
«Враги - у границ, моя мысль строга.
Я молод, мне надо жить и строить,
И надо учиться ненавидеть врага.»
В обоих стихотворениях прием один и тот же. Средства выражения тоже одинаковы (ритм, интонация, образы). Есть опасность, что подобные «идеологические приписки» к стихам станут у наших поэтов излюбленным приемом.
Корни этой опасности кроются в узости кругозора авторов сборника и недостаточно глубоком подходе к действительности...
Живой классовый враг, притаившийся между нами, в их стихах не показан. Есть враг за кордоном, - враг, в которого они мечут свои словесные громы в ожидании того дня, когда смогут стрелять в него из винтовок. Авторы еще не научились распознавать те усложненные, скрытые формы, которые на данном этапе принимает классовая борьба. Для Абросимова, например, мещанка - просто мещанка, шофер - лихач (стихотворение «Наездники») - просто человек, обладающий скверными профессиональными привычками:
«У каждого шофера есть в груди
Чувство лихого наездника.»
Поэт не формулирует классовой сущности отрицательных качеств этих людей.
Авторам пора преодолеть эту ограниченность политического кругозора, иначе она затормозит их дальнейший рост.
Сборник «Бодрость» только первый поэтический опыт трех товарищей. В нем много незрелого, ученического, технически слабого, но авторы его на верной дороге.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Расовая «теория» германского фашизма