Последнее громкое «ура» с уходящего в даль - нее плавание «Товарища» далеко раскатилось по глухому мурманскому рейду. Последний спуск флага - салют, говорящий о том, что экипаж корабля прощается с родным СССР. «Товарищ» на буксире выходит из Мурманска, где ему порядочно пришлось простоять, залечивая раны, полученные в прошлогоднем рейсе, прервавшемся в самом начале.
Дело в том, что еще год назад «Товарищ» выходил в то плавание, в которое мы идем теперь. Но ему, как говорится, не повезло. Выйдя 1 - го января 1926 года из Лезенкиля (Швеция) с полным грузом камня, адресованного в аргентинский порт Розарио, «Товарищ» у Шотландских островов попал в один из сильнейших штормов, которыми так богат в зимнее время Атлантический океан. Этот шторм был особенно силен.
Несколько суток бился перегруженный «Товарищ», пытаясь идти в лакировку, но из этого маневра ничего не вышло. Пришлось повернуть.
И, убегая от попутной волны, стремящейся задавить, задушить корабль, «Товарищ» прибыл в Мурманск.
С января по июнь залечивал свои раны «Товарищ», стоя на заброшенной, дикой северной окраине СССР, где в летнее время солнце не заходит под горизонт, а в зимнее - темная ночь царит круглые сутки.
И вот только 29 - го июня с новым духом, с новыми силами и с новым экипажем вновь пустился в дальний, давно начатый путь «Товарищ».
Надрывается ледокол № 6, ведя за собой на буксире такую громадину.
До самого Нордкапа придется ему вести «Товарища», но ничего не поделаешь: большому кораблю - большое плавание. Парусник любит морской простор, берег и узкости опасны для него.
Перед нашими глазами проходит Кольский залив. Красив север своей дикой, немного мрачной красотой. Мы не можем оторвать глаз от скалистых берегов залива, ведь эти берега говорят нам о родине, которую мы покидаем надолго.
Прощай СССР, прощай надолго! Расти и крепни. Пусть наше возвращение застанет тебя еще более прекрасным, чем ты есть! Проще - ай!...
Кончился залив. Мы вышли в Ледовитый океан.
Старик океан встретил «Товарища» очень не гостеприимно: сердитые, холодные волны, высоко вздымая свои гребни, обдают нашу палубу горько - солеными брызгами. Ледокол кажется жалкой игрушкой в руках океана.
Пыхтит ледокол, идя против ветра. Бурлят его винты, разрезая воду. Медленно, но упорно продвигаемся вперед, к Нордкапу, где должны отдать буксир и, поставив паруса, идти своим ходом, взяв курс на юг.
Прошли Нордкин, увидели Нордкап.
- Так вот ты каков, Нордкап - крыша Европы! Отчего, земля, ты провожаешь нас снежным утесом? Отчего напоследок ты не хочешь показать нам цветы и зелень? Почему, ответь! - Но нет ответа. Дик и мрачен Нордкап - этот последний клочок земли, подернутый туманом и высоко вздымающий свою вершину над океаном.
Готовимся к отдаче буксира и постановке парусов. Свободные от вахт спешат дописать письма - - «последнее прости», чтобы передать на ледокол, который доставит их в СССР.
Раздаются слова команды. Буксир отдан, приступили к постановке парусов.
Общий аврал.
И вахтенные и подвахтенные, смешавшись вместе, усиленно работают. Что - то новое, до сих пор невиданное написано на лицах экипажа, еще не успевшего свыкнуться между собой. Из разных концов необъятного СССР съехалась братва на «Товарищ». И вот здесь на палубе парусника предстоит всем этим ростовцам, ленинградцам, владивостокцам, херсонцам, бакинцам и поморам вместе жить, вместе работать, учиться и «страдать»...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн