Поэт революции Маяковский написал стихи о чудовищной похоронной процессии. Убитый смех лежал в гробу, а за гробом тянулось страшное шествие провожающих: остроты ломали в отчаянии пальчики, рыдал безутешный анекдот, и в безысходном горе плелись за останками почившего заплаканные улыбки и улыбочки... Фантазия великого человека облекается в действительность в мертвых краях западной цивилизации, где похоронная процессия прочно вошла составной частью в любой ландшафт. Как сообщают буржуазные газеты, рабочая молодежь чехословацкого города Бланка устроила многолюдное инсценированное шествие по городу под названием «похороны рабочего смеха». Это было черное зрелище пролетарской нужды и страданий. На молодых рабочих были дряхлые лохмотья, жалкая обувь, ободранными плечами они подпирали картонный гроб с надписью: «Здесь лежит смех рабочей молодежи».
Великие Вавилоны капиталистической культуры, грандиозные города - спруты с миллионами людей, с сорокаэтажными небоскребами, со скрежещущими перепутьями надземок и подземок понесли страшную потерю. О потере плачется господин Гельмут Шурц в берлинской газете «Пост»: «Мы потеряли, - говорит он, - сокровище молодой и бьющей жизни: способность улыбаться. Наша молодежь не смеется. Старикам это должно броситься в глаза». Да, исчезла молодежь в капиталистическом городе, есть истертые каторжной и мучительной жизнью 20 - летние старики, которые влачат свои дряблые истощенные тела через гулкие залы бирж труда, трясущимися руками разворачивают страницу объявлений о найме или приходят из заводского потогонного пекла и валятся замертво в постель. Морщины и дряхлость легли клеймом на лицо капиталистического города, смех уже звучит в нем чужим и враждебным нарушением распорядков. И восьмидесятилетний специалист по вопросам жизнерадостности и молодости господин Гельмут Шурц, не указывая причин и не призывая к выходу из положения; жалобно скулит: «Наш мир, старый, добрый, веселый западный мир одряхлел и осунулся. Девушки и парни наших окраин не смеются. Но лучше ли дело в центре, где молодежь смеется, - ведь она смеется фальшивым оскалом зубов! Случилось нечто страшное. Разберитесь в этом все, кто понимает значительность вопроса о молодости или дряхлости человечества».
Старуха - голодная смерть продолжает свое шествие по капиталистическому миру, расшатанному невиданным кризисом. Может ли смеяться молодой рабочий, если он болен туберкулезом, если его отца убили гитлеровские бестии с черепами на партийных билетах, если его безработная сестра начала возвращаться к утру с синими кругами под глазами - профессиональным признаком, нестираемым во веки? Мистер Пинчот в бостонской газете «Ивнинг Транскрипт» сознался: «Мы знаем, что голодное вымирание широко распространено, но никто не сосчитал количества умирающих. В Пенсильвании около миллиона безработных, из них полмиллиона - молодые люди. На практике это значит голодное вымирание. В Филадельфии, например, семья безработного получает 4 доллара 35 центов вспомоществования. За один год количеств о детей и юношей, заболевших тяжелыми болезнями на почве недоедания, выросло в школах Пенсильвании на 30 проц.». В газете «Нью - Йорк Таймс» мы читаем братские советы «Ассоциации молодых христиан» молодым студентам «из бедных семей» на тему, как прожить, не голодая, на 25 долларов в поделю. Блестящие умы из добродетельной ассоциации не указывают, конечно, где же взять голодному студенту эти 25 долларов. И попробуйте выжать из студента в такой смехотворный момент хотя бы подобие улыбки! Вот какой мрачный народ эти бедняки - не хотят ни за что смеяться! Какая обида для Гельмута Шурпа!
Под заголовком «День самоубийств в Лодзи» польская газета «Экспресс Поранны» сообщает о жутких трагедиях молодых тружеников, выброшенных кризисом за борт жизни:
«22 - летняя Софья Карасинская, уволенная со службы, скончалась, проглотив яд. Работница Марьяна Вапенская выбросилась из окна четвертого этажа. Работница Ирена Дитрих перерезала себе горло бритвой. Пассажиры, ожидавшие поезда на станции Лодзь - Фабричная были свидетелями потрясающей картины: какой - то мальчик на глазах местной полиции выхватил револьвер и выстрелом в лоб размозжил себе голову. Самоубийца - 14 - летний Станислав Вальчак из рабочего предместья Груец».
Пепеэсовский «Роботник» пишет о том же: «22 - летняя Галина Костко, бездомная работница, отравилась йодом на железнодорожной станции Всломин. На линии Явожно - Краков молодой печник Эдвард Митки покончил жизнь самоубийством, перевязав левую руку концом проволоки и забросив другой конец проволоки на электрический провод высоковольтного напряжения. Повод к самоубийству - отчаянная нужда».
Генералы, полицай - президенты и убеленные сединами профессора принимают деятельное участие в обсуждении положения рабочей молодежи Запада. Если, черт возьми, голодное вымирание не уменьшает количества этих проклятых молодых безработных, то надо принимать искусственные меры! Министр германского правительства Бред мечтательно заявил: «Если бы внезапно в одну ночь умерло 20 миллионов немецких граждан, Германия была бы самой богатой страной в мире».
Крупнейшие светила западной науки в своем беспримерном по цинизму меморандуме указали: «Мы должны предоставить врачам право на убийство всех, кто бесполезен обществу». В самом деле, что может быть бесполезней безработного молодого парня, к тому же, может быть, связанного с коммунистической организацией? Полковник Вента в Чехо - Словакии определенно открыл, что «голодное вымирание некоторой части незанятого на селения, если бы такое вымирание было налицо, может быть, сыграло бы в пользу наших судеб, так что здесь не следует поднимать особо резкого воя». Светила науки выступают с трактатами и учеными трудами на тему о голодном вымирании молодежи, о рационализованном вымирании, о вымирании, поставленном на твердую ногу математики. В Нью - Йорке на собрании членов экономической ассоциации выступил профессор экономики Поль Ганна с докладом на тему: «Как научить бедняков есть поменьше в период кризиса». Седовласый мудрец с тестообразным затылком и пышным животом вооружился блестящими аргументами, он приводил бесчисленное множество примеров из жизни племен и народов, которые едят всего один раз в день и «ничего... выживают». Он доказал, что молодежь при определенной тренировке может научиться вдвое дольше носить обувь и платье. И чтобы все эти голодные ухищрения дошли до широких масс молодежи, профессор предложил специальные уроки экономии и голодании во всех школах, университетах и клубах молодежи. Доктор Реннага Баллгаус внес издевательское предложение о «введении всеобщей повинности по пропитанию нуждающейся молодежи», - эта мера имеет своей целью заставить молодежь находить себе пропитание. Немецкая «Берлинер Тагеблатт», стяжавшая мировое признание своим редакционным либералам, нечеловечески человечным профессорам и сентиментальным приват - доцентам, доказывает в своем специальном приложении «Ди Брюкке», что спасать молодежь от голодного вымирания раздачей хлеба невозможно, ибо целый ряд аргументов говорит против. Вот буквальное перечисление их: «1) не единым хлебом жив человек, 2) уменьшится рвение к труду, 3) нельзя вторгаться в свободное хозяйство, 4) обесценится хлеб».
Итак, может ли смеяться рабочая молодежь в такую эпоху и почему эта молодежь не может доставить удовольствие г. Гельмуту Шурцу своей сияющей внешностью? Господин Шурц, похоронная процессия за гробом погибшей молодой жизнерадостности идет через весь мир, собирая в своем потоке миллионы людей разных наций, верований, профессий. Единственно, где эта процессия не может иметь участников, это в проклятой богом и буржуазными экономистами Стране советов, где молодой рабочий смех не только не умер, - он живет, он господствует над трудом, бытом, мелочами жизни!
Об этом вы в своих газетах не напишете. Водружайте же на нос пенсне, благородные девы, читающие газету «Пост»: в газетных объявлениях молодой человек с чековой книжкой в столько - то нулей ищет блондинку с переносицей в три дюйма. Такой - то верзила получил такое - то наследство. Такой - то рекордсмен с очень узким лбом, но с очень широкой славой взял за последний рекорд столько - то тысяч. Конечно, за всем этим девам не разглядеть похоронной процессии чудовищной панихиды по смехе.
За эту панихиду в будущем придется очень тяжело расплачиваться генералам, полицай - президентам и убеленным сединами профессорам - рационализаторам великого дела всенародного вымирания. Рабочая молодежь мира будет смеяться.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Обсуждаем письмо о «молодых старичках»