Почти каждая ячейка комсомола старается отметить IX съезд сверхсрочным выпуском продукции, рационализаторскими предложениями. Комсомолец как раз из таких ячеек - тов. Бородин - в подарок съезду усовершенствовал пресс. Это усовершенствование значительно поможет вагонному цеху Балахнинской электростанции выполнить промфинплан. Об этом рассказывает в своем очерке тов. А. Лифшиц.
На железнодорожный цех Балахнинской электростанции возложена ответственная задача - ВЫВОЗ ТОРФА.
Для этой работы нужны эстокадные вагонетки, а для вагонеток нужны шайбы. Казалось бы - незначительная, маленькая штучка шайба, а из - за нее систематически тормозилось выполнение промфинплана.
В вагонном цехе только один пресс продавливает мелкокалиберные дыры. Плохо работал он. Много ругались и мучились с ним рабочие, но ничего нельзя было сделать, и отсутствие хороших шайб увеличивало прорыв в цехе. «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» заговорила о подготовке к Всесоюзному съезду. Газета призывала комсомольцев встретить съезд производственными достижениями. Заговорили и в ячейке.
Молодой ударник - комсомолец ВАНЯ БОРОДИН - задумался о подарке IX съезду. Ему, как слесарю, больше всего приходилось возиться с шайбами. Пресс пробивал маленькие дыры, а для вагонеток нужны большие. Приходилось пробивать шайбы ручным способом. Бородин решил переделать пресс. Сделав расчет и составив чертеж, он убедился: если изобрести специальную матрицу и штепсель - это будет вполне возможно.
Договорившись с токарями, чтобы те выточили необходимые для перестройки пресса части, Бородин начал работать. Казалось бы, что желание улучшить производство администрация должна приветствовать. Здесь же, наоборот.
Зав цехом, узнав о том, что, не посоветовавшись с ним, ребята взялись за улучшение пресса, немедленно вызвал к себе Бородина.
Разговор был краток и на редкость деловит.
- Тов. Бородин, что вы еще там выдумываете?
- Хочу улучшить пресс для выработки шайб.
Развернув чертежи, Бородин начал спокойно доказывать выгоду и необходимость выполнения своих предложений.
- Довольно, хватит с меня и этого, - перебил его сердитый зав, не выслушав и половины. - Все ваши предложения - глупости, все время работали на старом прессе и будем работать. А вам я советую никакими изобретениями не заниматься! Да и как вы можете что - либо изобрести, если у вас нет специального технического образования?!
В заключение токарям было запрещено что - либо делать по заказу Бородина для улучшения пресса.
Никакие доводы Бородина, бюро комсомольской ячейки, мастера цеха ни к чему не привели. Токаря получили приказ и должны его выполнять. Но Бородин - ударник. Он не сдался при первых трудностях.
В нерабочее время, тайно от зава, комсомольцы - токари сделали все, что было нужно.
Необходимо было сделать опыт. Пошли к заву за разрешением. Тот опять запретил «всякие опыты».
- Я не могу верить чертежам, составленным слесарем. Чертежи должны были подтверждены техническим бюро!...
Через два дня чертежи были подтверждены, но зав. цехом опять отложил испытание пресса на неопределенный срок. Но комсомольцы не захотели ждать и, не дожидаясь официального разрешения, произвели опыт.
Глухо стуча, пресс механически беспрерывно выбрасывал готовые шайбы. В ТЕЧЕНИЕ МИНУТЫ ПРЕСС ВЫБРОСИЛ ТРИНАДЦАТЬ ШАЙБ.
Тут же вызвали зава. Тот при общем настороженном молчании долго осматривал пресс, наконец, попробовал работать сам. Пресс работал безукоризненно.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.