В очерке «Цена девушки» ясно подмечена одна из распространеннейших причин выхода девушек из комсомола - замужество.
... Муж не пускает, так как дома остается ребенок, комсомольской же работе, безусловно, приходится уделять много времени и т. д., и пр. Вот рассуждения, которые часто можно слышать от девушки после замужества.
Где же выход?
Мы часто говорим о новом быте, но реально новый быт привился среди очень немногих партийцев и комсомольцев.
Почему нельзя жить коллективно так, чтобы было на кого оставить ребенка? Если это трудно, если у нас еще крепок бытовой эгоизм, то есть и другой выход - расширить ясли, куда комсомолка - мать, уходя на общественную работу, могла бы отдать своего ребенка. Ведь она работает в комсомольской ячейке. Работает для общества, стало быть, при горячем участии самих же девушек - комсомолок, а также и всей ячейки комсомола, партии женотдела, несомненно, можно было бы добиться осуществления этого, в сущности, простого дела.
Ведь если мы не сможем осуществить расширение яслей в производственных и городских ячейках, то что же можно тогда требовать от наших деревенских комсомолок?! Их положение несравненно труднее и круче стянуто семенными обязанностями.
П. Чернусь (Полтавск. окр.)
(В первой половине своего письма тов. Татаринцев высказывает те же мысли, что и тов. Чернусь (см. выше), заканчивая их следующим энергичным призывом к комсомольским организациям:
«Комсомол должен добиться того, чтобы каждая комсомолка - мать несла своего ребенка в ясли без боязни, а для этого мы должны создать хороший кадр из матерей, кадр троек, следящих за делом воспитания малышей»).
... Теперь о замужестве. Жалуются, что девушка, выйдя замуж, попадает всецело во власть мужа, и уже он является хозяином положения, главой семьи, он начинает (зачастую) порабощать все стремления жены, перегружая ее домашними работами, заботами, пригвождая ее к дому. С такими явлениями мы должны бороться и брать таких мужей в переплет, искореняя этот домостроевский взгляд. Мне скажут, что этим мы отучим парня от комсомола, - пусть так. Но если он действительно комсомолец, то он этого не сделает, а таких ребят и девушек, которые смотрят на жизнь в старые очки, нам не нужно, ибо они только тормозят нас и создают «безвыходные ситуации» в комсомольской общественности. Скажите на милость, почему не может бравый муженек остаться на час - на два посидеть с малюткой (пока мать на собрании) или похлопотать по хозяйству за нее? Конечно, может. Но зачастую ребята этого не хотят делать, так как в них еще крепко сидит старая закваска, что я, мол, мужчина, и мне как - то непристойно возиться по хозяйству да няньчиться. А без нее, мол, и там обойдутся. Так нехай она дома сидит. Пора нам за это взяться серьезно и повести широкую кампанию, за улучшение быта семьи. Все вот эти факты (а их так много кругом) нам нужно изживать.
Вот мои выводы: комсомол, отдавая девушке предпочтение в организации, должен одновременно с этим направить ее внимание на усиление охраны материнства и младенчества, так как она ближе стоит к этому. А наш брат, т.е. ребята, должны помогать в этом девушке, и каждого фордыбанещего и считающего своим правом наваливать на жену все заботы о ребенке и хозяйстве привлекать к ответу, как виновника, тормозящего развитие нового быта и новых взглядов. Целесообразней будет устраивать показательные процессы над такими типами.
Я кончил, и надеюсь, что огромный коллектив нашего союза откликнется практическими мероприятиями на это мое предложение.
В. Татаринцев (Оренбург)
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Маршруты по северо-западу СССР