Зал шумит, ладонями и ступнями отмечая конец речи.
На трибуне следующий. На вид это рот-фронтовик. Об этом говорит его осанка и его расстегнутая у шеи блуза. Но союз «Рот Фронт» в подполье. Этот здесь - официально не рот-фронтовик. Он член пролетарского союза борьбы с фашизмом.
Темперамент боевика подымает его речь сразу на высокие ноты.
- Рабочие, национал-социалисты! Что это вы за рабочую партию себе нашли? Принц Август Вильгельм, сын императора Вильгельма-беглого (смех в зале. Смеются не только коммунисты, смеются и нейтральные, изрядно поднаполнившие залу)?
- Он что! Рабочий? Или может быть сын рабочего? Пожалуй, будем считать его сыном дровосека? Насколько нам известно, бывший император Вильгельм у себя в голландском имении любит рубить дрова.
- А Генерал фон Эпп и другие генералы, окружающие вашего вождя и пророка Гитлера? Это что, тоже рабочие?
- Честные пролетарии, что вы делаете среди этой... ммм (видимо, он перебирает в сознании, брезгливо, как гнойные тряпки, подходящие эпитеты)... этой мрази?
- Неужели неясно еще, что боевые отделы фашистов это попросту конторы, выполняющие заказы на политические убийства коммунистов?
Он зачитывает Куски длинного списка, длинного в 90 с лишним коммунистических трупов - фашистская работа за 1930 год.
- Партия «наци» - это же поставщица штрейкбрехеров и полицейских сотрудников в критические для фабрикантов забастовочные минуты! Разве не так было на Руре?
- Где находятся склады фашистского оружие? В подвалах богатейших помещичьих замков. Так, заманив К себе пролетариев, делают их своими вооруженными наемниками сегодняшние господа капиталистической Германии.
- Далеко пошли национал-фашисты! - кричит оратор.
Его голос звонок. Фашистские выкрики не в силах его перешибить. По залу ползет информация: фашисты неожиданно для самих себя очень слабы здесь И держатся скромно. Ждут подмоги из окрестных городков.
И В этот момент, перекрывая речь оратора, чуть зазвенели стекла в окнах - грузовик проехал, - и за входными дверьми раздался стук, треск, топот, словно втаскивали по лестнице в гостиницу большой несгораемый шкаф. Враз шарахнулись люди. Боевой шеренгой сцепились у дверей комсомольцы. Коммунисты вдоль, стен подались вперед. Оркестранты зажали в руки бамбуковые, окованные медью палки флейт.
Тут понял я, что флейта - лучший инструмент в демонстрационном оркестре. Медными трубами или скрипками драться было бы куда хуже.
Минута напряжения. Выплывшие из зала полицейские возвращаются одни. Ложная тревога. То ломился в дверь пришедший в неистовство мекатель. Музыканты снова садятся. Флейты лежат перед ними на столах как-раз под руками.
Оратор кончает:
- Вы называете нас «московскими агентами», забывая, что красная Москва - это страна, от которой Германия не видела зла. А что делают ваши национальные вожди? Они ездят лизать под фалдами у Муссолини, водителя той самой Италии, которая по версальскому миру оторвала в Тироле от немецкого массива основательный кусок чистокровного германского мяса! Где же тут ваш хваленый национализм?
Трибуна фашисту.
Растрепанный парень начинает извинениями. Он видите ли простой рабочий, он в первый раз на трибуне. Он не профессиональный партийный агитатор чтобы этак здорово разговаривать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.