Первая моя встреча с рабочими подростками завода «Нобель» была на баррикадах. Мы встретились на баррикадах в Выборгском районе в 1914 г. на углу Языкова пер. и Головинской ул.
Перед самым объявлением войны в 1914 г. партия большевиков призывала к свержению царского правительства. Рабочий класс откликнулся на этот призыв. Славный Выборгский район первым откликнулся на зов большевистской партии. Появились баррикады. Рабочие - большевики руководили забастовкой. Было известно, что на заводе Лесснера есть казаки. Молодежь опрокидывала возы, телеги, пилила телеграфные столбы и строила баррикады.
Был жаркий день. В Языковом переулке есть пруд. Сейчас этот пруд высох. Пошли мы купаться. Фараоны стали следить за нами. Не успели мы раздеться, как казаки окружили пруд и стали бросаться камнями. Они заставили вылезть из пруда, одного подростка с завода «Нобель» они выстегали.
Вторая моя встреча с нобелевскими рабочими была следующая. Я стоял во главе выборгского комитета молодежи, где меня избрали председателем. Здесь начинается создание и организация знаменитой организации «Труд и свет». Главную опору в своей работе я имел на заводах Нобеля и Лесснера, «Металлист» и «Рено». Мы собирались обычно в столовой «Рено». Помню, как мы собрались на заводе и стали толковать, как назвать новую организацию. Нам было тогда по 15 - 16 лет.
К 1 мая мы уже имели стотысячный отряд в организации «Труд и свет». После 1 мая молодежь выдвигает требование 6 - часового рабочего дня и прекращения войны. Молодежь требует права избирательного голоса с 17 - летнего возраста, потому что временное правительство не допускало 17 - летних, а на войну их брало. Затем были и такие уклоны, когда молодежи говорили:
- Пускай ваши отцы и братья дерутся за революцию, а вы должны учиться и быть культурными людьми. Молодежь на это не шла. Партия большевиков дала нам свою опору. Тов. Крупская и Володарский работали с выборгскими большевиками. Ленин уделял нам большое внимание. Я два раза беседовал с ним, а с т. Крупской мне приходилось сталкиваться в работе каждый день. Это я говорю к тому, что некоторые наши историки пытаются доказать, что партия большевиков не руководила юндвижением в 1917 г.
В июльские дни происходит большевистская конференция. Партия выдвигает лозунг: «Против временного правительства». В этот момент партия уделяет нам большое внимание. В повестку дня конференции поставлен вопрос о движении молодежи. Доклады делают Крупская и Харитонов. «Труд и свет» начинает расти, идти в гору.
Июльские дни. На Невском идет бой буржуазного правительства с революционно настроенными солдатами. Закрывается совет. Мы, делегаты, расходимся по заводам. Тут возник вопрос, откуда взять оружие. Пошли к пулеметчикам. Они были большевистски настроены и первыми выступили против временного правительства, но автомобиля дать они нам не могли. Тогда мы решили громить гаражи и достали два автомобиля.
У нас были знамена с надписями: «Трепещите, тираны, молодежь на - страже». Появились и другие большевистские лозунги: «Мир хижинам - война дворцам», «Долой десять министров - капиталистов». Первый бой был на углу Николаевской улицы. Буржуазия дала несколько залпов. К нам подбежал казачий офицер с криком: «Бей германских шпионов!» Со всех сторон на нас набросились еще офицеры, и произошла схватка.
Другая встреча с нобелевцами у меня произошла на конференции Коммунистического союза молодежи и на манифестации. Мы со знаменами пошли к временному правительству. Нас вначале не допустили. Тогда мы устроили манифестацию. С трудом пришли к Таврическому дворцу, где к нам вышел Чхеизде. Мы все были 16 - летние, волосы имели длинные. Чхеидзе говорил нам: «Зачем вы пришли», указывая на наше знамя, где было написано: «Долой министров - капиталистов». Мы ему ответили:
- Давай 6 - часовой рабочий день, кончай войну.
Во время подпольной работы большевиков Крупская созвала нас и дала задание создать подпольную красную гвардию.
Мы стали организовываться под видом футболистов. Стали изучать винтовки, гранаты. Наступает Октябрьская революция. Все пункты заняты. Один только Финляндский вокзал остался на произвол судьбы. И вот по поручению большевистского комитета молодежь завода б. Нобель стала на защиту этого вокзала.
На псковском фронте мы, раздетые, разутые, голодные, дрались за дело рабочего класса.
Один комсомолец попал в плен. Его стали пытать:
- Сколько войск у красных?
Пихали ему под ногти иголки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.