Большевики добрались до городского хозяйства.
Подземное чрево Москвы изроют туннелями. Пригородные поезда будут врезаться в сутолоку города, мчать через центр. Не нужно будет атаковать трамвай на Каланчевской площади, запруженной народом. Москва станет выше ростом, отстроившись домами не меньше, чем в пять этажей. Исчезнут жалкие деревянные домишки. Их сейчас 86 проц. в столице. Они грибной порослью загрязнили районы. Волнообразную булыжную мостовую зальют асфальтом, улицы сбросят лохмотья и оденутся в ровные призмы клинкера. Они распрямят суставы своих бесчисленных кривоколенных переулков.
Москва будет строить дома вокруг заводов. Москва зазеленеет. О том, как нарядить Москву, будут думать лучшие художники и архитекторы. По Москве можно будет ездить, не теряя пуговиц.
Из лесов и пыли невиданного строительства возникает культурнейшая столица пролетариев. Так приказала партия, не забывшая в героическую эпоху строительства ни о скамейках в парках, ни об электрической лампочке у номера каждого дома.
Вы можете презрительно щуриться, окидывая взглядом низенький домик, и думать, прикидывая сроки: «капут тебе скоро, миляга». Можете лелеять проект выпрямления вот той, потерявшей себя в зигзагах, улицы. Можете...
Но, стоя на островке спасения среди разлива московской улицы, вы не поймете, по каким правилам движется трамвай, и существуют ли вообще какие-нибудь силы, способные установить эти правила.
А правила, улучшающие движение, очень нужны. Метрополитен едва только возникает под острием рейсфедера на слоновой бумаге. Он существует пока в чертежах и проектах, которые через недолгие месяцы определят пункты нового большого строительства. Трамвай с прежней нагрузкой будет еще годы служить Москве.
Население столицы все растет, достигнув уже двух миллионов восьмисот тысяч, и лезет на заднюю площадку трамвая, чтобы за гривенник перебрасываться за километры, устланные рельсами.
Трамвайное хозяйство - огромное производство, колоссальная фабрика городского движения, и эта фабрика работает методом строгого учета времени и технических возможностей. Наладьте бесперебойный ход фабрики движения, и московское население вздохнет в трамвае свободней. Уже и сейчас стало значительно лучше. Ряд принятых мер оказал свое действие. Беда Москвы, в том, что фабрику движения налаживали плохо. Скученность чуть ли не всех линий в центре - одно из последствий вредительства в трамвайном хозяйстве. Но сейчас «ошибки» вредителей исправлены, трамвайный поток отведен от центра на боковые участки. Перенесены неудачные трамвайные остановки, стали ходить «трамвайные-поезда» из трех вагонов.
Значок «КИМ» появился на околышке крыши трамвая. Подобных размеров значок был бы, пожалуй, уместен на груди у юноши из романа Г. Уэльса - Пища богов. Юноша этот был ростом в среднюю сосну.
У комсомольской ячейки Артамоновского трамвайного парка в запасе много таких значков, подходящих для великанов. Значок придает трамваю задорный вид. Он красуется на белой фуражке вагона с лаконической надписью:
Ударная комсомольская линия Артамоновского трам. парка
Ударных линий три: №№ 4, 30 и «Г- левая». Их было бы больше, если бы хватило комсомольцев-вагоновожатых и кондукторов.
Но комсомольцев в парке нехватает. Нехватает потому, что ячейка парка растет слишком медленно. Все доводы говорят за то, что 120 человек парковой молодежи могут и должны быть в комсомоле. Но пока они еще не в комсомоле. И это тем более удивительно, что коллектив, целиком ударный, рассажен на трамваи трех комсомольских линий.
Значок обязывает. Работу трамваев со значком проверяют тысячи пассажиров во время работы «комплекта» (утренняя смена), «середки» и «вечерки».
Комсомольцы понимали ответственность, которую брали на себя при организации своих линий. Ударными линии были объявлены после строгого учета сил и. технических показателей. Комсомольцы провели свои линии среди десятка обычных линий, чтобы доказать на деле реальную возможность улучшения движения.
Перепелкин, секретарь третьей ячейки, аккуратен во всем, начиная с безукоризненно повязанного галстука и кончая четко перепечатанными на машинке показателями ударничества линии «Г-левая».
Третья ячейка целиком посажена на эту линию. Перепелкин бережно разгладил на колене план ладонями, чуть желтыми от рычага.
- По этому плану ячейка вызывает четвертую линию на соревнование. Наши показатели...
Достаточно ли скоро бегают трамваи? Это - первое, что привлекло внимание ребят. Коммерческая скорость по общему плану треста - 12,2 километра в час. Многие вожатые едва вытягивали 12. Комсомольцы проверили цифру опытом. Нашли без особых затруднений новую цифру - 13,6. В решениях партии о трамвае указана цифра 14.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.