Так поэт донес до нас легенду возникновения Громового ключа в окрестностях Мытищ, откуда и брала свое начало поступавшая в Москву вода. Над источником была возведена часовня, на стенах который были начертаны приведенные выше строчки Языкова. В 1833 году барон и инженер Андрей Дельвиг, двоюродный брат поэта, друга и издателя Пушкина Антона Дельвига, существенно преобразил и облагородил часовню над источником, о чем была сделана соответствующая надпись. Увы, в советское время часовня разделила судьбу тысяч себе подобных, а сам источник без надлежащего ухода превратился в болото, и отыскать сейчас его местоположение можно весьма приблизительно.
Барон Дельвиг был автором и переустройства Мытищинского водопровода, ведь ветшавшая от времени система требовала реконструкции. Дело дошло до того, что из-за протечек и трещин до Москвы из возможных 4300 куб.м. воды в сутки стало доходить лишь 236! Проведённые Дельвигом работы существенно улучшили водоснабжение Москвы. Дельвиг был автором и первого в России «Руководства к устройству водопроводов» (1856). Его труд стал на многие годы настольной книгой при проектировании и строительстве водопроводов.
Правда, барон Дельвиг использовал опыт своего предшественника в починке и реставрации водопровода инженера Н.И.Яниша. Дело в том, что в 1823 году из-за ветхости галерея Мытищинского водопровода под Сокольниками обрушилась. Правда, немного воды в Первопрестольную всё же поступало, но уже из сокольнических ключей. В 1826 году по указу императора Николая I Яниш разработал новый проект Мытищинского водопровода, предусматривавший использовать старую галлерею. Галлерея была отремонтирована, по трассе следования водопровода в селе Алексеевском была возведена водоподъёмная станция с двумя паровыми насосами. Из неё вода подавалась на второй этаж Сухаревой башни в специально устроенный там резервуар, а уже из башни она поступала в пять водоразборных фонтанов на московских площадях: Сухаревской, Лубянской, Театральной, Боровицкой и Варварской.
В 1887 году в технической конторе А.Бари был разработан еще один проект модернизации Мытищинского водопровода, в соответствии с тогдашними достижениями инженерной мысли и технического прогресса. В проекте принимал участие инженер Владимир Шухов, чья знаменитая на весь мир телерадиобашня на Шабловке носит имя своего создателя. Итак, в результате воплощения в жизнь нового проекта на водоразборах вместо деревянных колодцев установили трубчатые. Теперь водопровод состоял из труб большого диаметра, в результате чего он стал давать 43000 куб. м. воды в сутки, обеспечивая возрастающие потребности растущего населения города.
Особой гордостью обновленного водопровода стали Крестовские водонапорные башни, получавшие воду из Алексеевской насосной станции. Автором этих круглых кирпичных башен высотой около 40 м и диаметром 20 м стал архитектор М.К. Геппенер. Башни стояли у Крестовской заставы, границы тогдашней Москвы, из них вода самотеком расходилась по водопроводу в центральные районы города. После революции, в 1920-е гг. в одной из башен размещался Музей московского городского хозяйства. С приходом волжской воды в Москву и коренной реконструкцией городского водного хозяйства, надобность в башнях отпала, и они были снесены.
Ну, а какова же была судьба Мытищинского водопровода в советское время?! Конечно, водопроводу конца XVIII столетия, пусть и постоянно модернизируемого, тягаться с достижениями века XX-го было не под силу. И все же мытищинская вода поступала в Москву вплоть до 1962 года. Главное же украшение водопровода - Миллионный мост-Ростокинский акведук - после прекращения использования его по прямому назначению постепенно ветшал. По нему была проложена теплотрасса, существенно обезобразившая его облик, вдобавок, мост служил тренировочной площадкой для начинающих альпинистов и любителей скалолазания. Все это способствовало его быстрому ветшанию и разрушению.
Ситуация изменилась в начале третьего тысячелетия. В 2004 году перед мостом был установлен памятный знак в честь 200-го юбилея со дня открытия водопровода. В самих же Мытищах перед зданием городского водоканала в честь 200-го юбилея водопровода был воздвигнут бюст Екатерины Великой как учредительницы проекта, а при въезде в город со стороны Волковского шоссе сооружен очень необычный и оригинальный памятник, неизменно приковывающий внимание всех посетителей города. Три переплетенные между собой трубы синего цвета высотой 8 метров (!) венчают разноцветные заглушки с вентилями. Цветовая гамма заглушек дублирует цвета светофора. В общем, раз увидев, такой памятник уже не забудешь.
Десять лет назад в ходе длившихся свыше трех лет масштабных реставрационных работ Ростокинский акведук был возрожден: он обрел крытую верхнюю галерею, а территория вокруг него была благоустроена, очищена от мусора и превратилась в один из уютных московских скверов. Если посмотреть немного влево, то преображенным Рабочему с Колхозницей с высоты своего постамента будет отлично виден Милионный мост - памятник инженерной мысли и яркая жемчужина в архитектурной диадеме столицы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Водное путешествие по Москве
Наш корреспондент отправился в трамвайное путешествие по Москве
Обреченные на пробки
Музыкант и телеведущий – о внутренних рубежах, мастерстве и цинизме
Центр дизайна Artplay переехал на площади завода «Манометр»