Сергей Есенин
Ах, метель такая, просто чорт возьми, Забивает крышу белыми гвоздьми. Только мне не страшно, и в моей судьбе Непутёвым сердцем я прибит к тебе.
Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Ночь 4/5 октября 1925 года, Москва.
В начале октября 1925 года, в последний год своей жизни, Сергей Есенин увлёкся созданием коротких стихотворений. 3 октября были написаны «Голубая кофта, синие глаза» и «Слышишь, мчатся сади». В ночь с 4 на 5 октября он продиктовал мне подряд семь шести- и восьмистрофных стихотворений. На другой день, по этой моей записи, Есенин сделал небольшие поправки.
При жизни автора были напечатаны «Сочинитель бедный, это ты ли?» и «Вечером синим, вечером лунным». Подготавливая собрание своих произведений, Есенин включил в него стихотворения: «Снежная замять крутит бойко» и «Не криви улыбку, руки теребя». Первый том собрания, в который вошли эти стихи, появился, когда поэта уже не было в живых. Остальные стихи этого цикла автор печатать не хотел, так как они его не удовлетворяли. Пятое стихотворение, «Плачет метель, как цыганская скрипка», было напечатано после смерти Есенина сперва в журнале, а затем в четвёртом томе собрания, составленном редакцией Государственного издательства.
Помещаемые здесь стихи принадлежат к тому же циклу шести- и восьмистиший, написанных в ночь с 4 на 5 октября 1925 года.
Они печатаются в первые, по моей записи, сделанной под диктовку Есенина. Эти стихи включены в новое издание произведений Есенина, выпускаемое в настоящее время Гослитиздатом.
Осенью 1925 года, вскоре после возвращения в Москву из поездки на Кавказ, где Есенин работал главным образом над продолжением цикла «Персидских мотивов», он несколько раз говорил о том, что хочет написать цикл стихов о русской зиме. Первым стихотворением этого цикла явилось «Эх, вы сани, а кони, кони». За ним последовали другие на ту же тему. В течение трёх месяцев, почти до самой смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал двенадцать стихотворений, посвященных русской зимней природе. Необычайное многообразие, яркость, величавость, сказочная, фантастическая красота нашей зимы, которую с детства любит всякий русский человек, увлекали Есенина, глубоко любившего свою родную страну, пробуждали в нём высокие поэтические настроения, рождали новые прекрасные образы и сравнения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По личным воспоминаниям